18 июля 1940 года в Ташкенте состоялась премьера оперы «Лейли и Меджнун». Дирижировал Т. Садыков. Партию Лейли пела X. Насырова. «Нежная лирика, драматическая страстность, печаль и радость отражались в игре замечательной артистки, а огромный по диапазону голос давал ей возможность выразительно раскрывать богатство музыкального материала развитых оперных арий», — писал С. Векслер.
Кстати, арий в опере «Лейли и Меджнун» было много, даже слишком много—свыше двадцати. В последующих редакциях (1948 и 1954 годов) Глиэр существенно сократил огромный объем музыкального материала. Выпали многие побочные эпизоды, которыми изобиловало вначале либретто Хуршида, уменьшилось число арий. Произведение стало более стройным, законченным. А главное — изменилась, стала ближе замыслу Навои трактовка главного героя Кайса, который вначале по воле либреттиста изображался человеком с помутившимся рассудком. В окончательной редакции Кайс — прогрессивный ученый, выразитель чаяний угнетенного народа, и протест его уже не выглядит, как раньше, болезненным бунтом. Восстав против деспотизма, против насилия над чувствами человека, Кайс находит поддержку народа. И даже гибель его и возлюбленной Лейли не погружают в пессимистическое настроение. Скорбное звучание траурного марша перерастает в торжественную мелодию, полную света и жизни, ибо великая любовь бессмертна.
Опера «Лейли и Меджнун» Глиэра — Садыкова стала одним из любимейших произведений узбекского народа. Газета «Правда Востока» (22 июля 1940) в передовой статье, озаглавленной «Новая победа узбекского искусства», писала: «За последние несколько лет узбекское искусство проделало поистине сказочный путь. Совсем недавно нынешний оперный театр представлял собой полупрофессиональный музыкально-этнографический ансамбль. Унисонная музыка, оркестр восточных инструментов, слабо звучавший в условиях большого театра,— вот элементы, которые характеризовали тогда узбекское музыкальное искусство и сдерживали его развитие».
Тормозили развитие и близорукие, националистически настроенные деятели культуры, которые, как это было в свое время в Азербайджане, утверждали, что к узбекской музыке не могут быть применены приемы симфонизации, и всячески препятствовали введению европейских музыкальных инструментов в оркестр узбекского театра. Только бережное и умелое сочетание сложных форм европейского оперного искусства с национальными особенностями узбекской музыки могло побороть волну противодействия. Музыкальной драмой «Гюльсара», с ее великолепной увертюрой, Глиэр сделал первый шаг. Следуя намеченным им путем, старый друг Рейнгольда Морицевича С. Василенко и молодой узбекский композитор JI. Ашрафи создали первую узбекскую оперу «Буран» (1939). Появление «Лейли и Меджнуна» знаменовало собой новый этап в развитии профессионального музыкального искусства Узбекистана. И роль в этом Рейнгольда Морицевича была поистине огромна. Труд Глиэра, его имя навсегда прочно связывалось с культурой республики. Чтобы подчеркнуть это, власти республики указом от 21 июля 1940 года присвоили детской музыкальной школе в Ташкенте имя Рейнгольда Морицевича Глиэра.
Композитор не раз бывал в гостях у воспитанников этого учебного заведения, радуясь новой поросли национальных кадров, знакомился с их успехами, делился с учителями своим богатейшим педагогическим опытом. Множество фотографий запечатлело эти встречи, приносившие искреннюю радость как композитору, так и юным музыкантам и их наставникам.
Нужно еще сказать, что постановка оперы «Лейли и Меджнун» усилила интерес к одноименной поэме Навои настолько, что республиканский юбилейный комитет решил издать полный текст поэмы великого узбекского поэта в русском переводе.