У скрипачей редкие программы обходились без популярнейшего «Романса» Глиэра. Пианисты играли его фортепианные миниатюры, виолончелисты — «Балладу» и другие пьесы. Издательство Юргенсона, перехватив инициативу у беляевского издательства после смерти Митрофана Петровича, печатало все, что сочинил Глиэр, — от романса до большой партитуры.
В 1912 году Брейткопф и Гертель выпустили на английском языке брошюру-каталог с портретом Глиэра, где после краткой биографии на шести страницах помещен был перечень предлагаемых их издательством произведений композитора.
Глиэр пользовался всеобщим уважением. Его ценили не только как высокообразованного музыканта, но воздавали должное и его человеческим качествам. Об этом говорит хотя бы такой факт.
Когда 11 октября 1912 года преждевременная смерть оборвала жизнь Ильи Александровича Саца, руководство Художественного театра, где работал композитор, и его друзья — музыканты задумали сразу же организовать концерт из его произведений. Нужно было за короткий срок разобраться в рукописях композитора и доработать незаконченные сочинения так, чтобы их можно было исполнить. По инициативе Рахманинова обратились к Глиэру, и он, отложив все свои дела, погрузился в работу.
Прошло немногим более месяца, и 23 ноября в Большом зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов) состоялся задуманный вечер. В исполнении оркестра Кусевицкого под управлением Сергея Васильевича Рахманинова, принимавшего горячее участие, прозвучали фанфары и хор «На смерть Гамлета» из музыки к «Гамлету», Сюита из музыки к сказке М. Метерлинка «Синяя птица» и сюита к «Драме жизни» К. Гамсуна, а также сверкающая юмором вещица — «Танец козлоногих», — все в оркестровке Глиэра для большого симфонического оркестра. Через день газета «Раннее утро» писала: «В программу концерта, данного в память покойного И. А. Саца, включено все значительное, все характерное для творчества этого одаренного композитора. Заботливой рукой преданного друга, рукой образованного человека, чуткого музыканта Р. М. Глиэра обработаны и сведены воедино все оставшиеся после покойного материалы и отрывки».
Неудивительно, что в 1913 году, когда Киевское отделение РМО приняло решение создать (на базе Музыкального училища) консерваторию, Глиэру предложили войти в состав ее профессуры.
Конечно, Рейнгольду Морицевичу было приятно вернуться к родным пенатам уже признанным композитором, и он согласился взять на себя руководство классом композиции. Он простился с коллективом гнесинцев, с московскими друзьями и коллегами. Вначале они расположились в просторной квартире в доме № 23 по Кузнечной улице, подысканной Глиэром с расчетом на то, что у них «станут бывать люди».
Директором новой консерватории назначен был Владимир Вячеславович Пухальский, отличный пианист, композитор, выдающийся педагог, тридцать семь лет возглавлявший Киевское музыкальное училище и зарекомендовавший себя как опытный организатор. Кроме Пухальского, которого Глиэр знал еще в свои ученические годы, среди профессорско-преподавательского состава консерватории он нашел много старых знакомых. Особенно он рад был встрече со своим первым педагогом по музыкально-теоретическим предметам Е. А. Рыбом.
В первый учебный год к Глиэру поступили только три ученика (в том числе Л. Н. Ревуцкий), поэтому много времени он мог уделить исполнительству. Концертная жизнь Киева тогда очень отставала от московской — РМО проводило только пять симфонических собраний в сезон. Задумав оживить концертную жизнь родного города, Глиэр для начала решил создать студенческий симфонический оркестр. На вступительных экзаменах инструменталистов он сразу же старался определить, кто из поступающих может быть привлечен к работе в оркестре.
А тем временем общественность города готовилась торжественно отметить пятидесятилетие Киевского отделения РМО и, как одно из существенных достижений этого отделения, — открытие консерватории. Торжества назначили на 3, 4 и 5 ноября 1913 года. В концерте 4 ноября под управлением Пухальского должна была прозвучать его симфония «В горах», но Владимир Вячеславович, человек уже не молодой, почувствовал, что организационные хлопоты в консерватории и вступительные экзамены совсем истощили его силы, и попросил Глиэра продирижировать его сочинением. Рейнгольд Морицевич весьма успешно с этим справился. Руководство РМО осталось довольно и предложило ему выступить в одном из пяти проводимых в сезоне симфонических концертов. Выступление намечено было на конец сезона — 5 марта 1914 года. Но вдруг выяснилось, что и открывать сезон некому, так как приглашенный дирижер А. Б. Хессин не мог приехать. Обратились к Глиэру с просьбой заменить его и провести уже объявленную программу. Времени оставалось мало, но Глиэр не отказался и от этого. Сам факт такого предложения, конечно, говорил уже о признании. Таким образом, после исполнения симфонии Пухальского в том же месяце (22 ноября) Глиэр в помещении городского театра продирижировал Первым симфоническим собранием РМО. Исполнены были Пятая симфония Глазунова, баллада «Про старину» и «Кикимора» Лядова, две оркестровые пьесы (Прелюдия и «Колыбельная») А. Иернефельда, ми-минорный фортепианный концерт Шопена и «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса. Солировала Е. А. Бекман-Щербина.