Склонность итальянцев ко всяким художественным импровизациям быстро упрочила господство монодии.
Падение интереса к многоголосной музыке стало уже к концу XVI столетия выражаться» и в Мавом способе обозначения сопровождающих голосов, так называемом «цифрованном басе». Этот способ, подготовленный огромным распространением аранжировок вокальных композиций для одного голоса с сопровождением лютни, так называемых «ложных монодий», стремился к записи только типа гармонии, а не подробностей голосоведения. В цифрованном басе (генералбас) аккорды обозначаются при помощи арабских цифр над или под котированным басовым голосом. В партитурах того времени выписывались только крайние голоса, и музыканты, имея перед собой басовую партию с условными цифрами, импровизировали свои голоса, придерживаясь вместе с тем зарождающихся правил гармонии. Практика генералбаса, т. е. записи при помощи цифр, требовавшая очень искусных аккомпаниаторов, давала полную свободу руководящему концертирующему голосу. В многоголосных композициях раскрывалась, возможность для развития виртуозного течения, индивидуального мастерства. Если раньше художественной целью всякого музыканта была точная согласованность с другими исполнителями — он был один среди равных — то теперь его занимает честолюбивая мечта возвыситься в своем мастерстве над остальными своими собратьями. На это имелся и ряд бытовых причин. Возможность выдвинуться, найти богатых покровителей среди влиятельной знати и представителей капитала, имевших средства на поддержку музыкантов-профессионалов, сыграла при этом, конечно, не последнюю роль.