Представителем первого направления был Кавалли, о котором мы уже говорили, вождем же другого был Марк Антонио Чести (1618—1669).
Оперное творчество последнего обнимает период от 1649 до 1669 гг. Значительнейшей эпохой его жизни были годы 1666—1669, когда он служил капельмейстерам в Вене, где его оперы ставились преимущественно во время придворных торжеств. В противоположность ярко драматическому, несколько сухому стилю Кавалли, Чести тяготеет к мягкому лирическому складу. Число известных опер Чести — свыше ста, из коих до нас дошло всего одиннадцать. Лучшая из них «La Dori» (1663), исполнявшаяся на многих сценах, и «Il porno d'oro» (1669) («Золотое яблоко»), торжественное придворное оперное представление, потребовавшее для своей постановки расходов свыше ста тысяч талеров (150000 зол. рублей). Сохранились гравюры, изображающие венский придворный театр во время постановки «Золотого яблока». Великолепный декоративный вид зала, который будто вмещал до пяти тысяч зрителей, оркестр, скрытый от зрителей стеной, пышное сценическое оформление спектакля свидетельствуют о том большом значении, которое придавали тогда опере. Новейший исследователь венецианской оперы Герман Кречмар так определяет разницу между музыкой этих двух мастеров: «Творческая натура Кавалли проявляет свое величие в патетических местах и сценах, где господствуют таинственность и трепет. Искусство Чести вдохновляется идиллическими началами драмы, когда стихия звуков выражает потаенные движения человеческого сердца, когда друг обращается к другу со словами утешения, когда одинокий человек стремится передать свои мечты. Если для Кавалли характерна твердая мелодическая линия и склонность к простым оборотам, то Чести совершенно неисчерпаем в передаче деликатных и интимных настроений».
Необходимо еще отметить, что в операх Чести впервые появляется ясно выраженная форма трехчастной арии, столь важной для всей дальнейшей оперной и симфонической музыки. Наконец, много внимания исследователями всегда уделялось увертюре к «Il porno d'oro», в которой видели образец программной оперной увертюры. Большое значение для дальнейшей эволюции оперы имели вставные комические эпизоды сатирического характера, вставленные вперемежку с элегическими и пасторальными сценами. «Чести — один из музыкантов XVII века, больше всего способствовавших формированию комического стиля в музыке (Ромен Роллан).
Так постепенно, благодаря творчеству Чести в Венеции, совершается переход от музыкальной драмы типа Монтеверди к концертной опере более позднего времени. Ряд оперных композиторов венецианской школы XVII столетия продолжает писать в этом на правлении. Из них след в опере оставили Пиетро Андреа Циани (1630—1711), любимец Баха и крупный драматург Джовання Легренци (1626—1690), автор очень интересных вокальных концертов, кантат и скрипичных сонат, о которых мы еще упомянем, Паоло Сакрати (умер в 1650 г.), одна из опер которого была исполнена в Париже, Антонио Драги (1635—1700), автор 80 опер, и чрезвычайно плодовитый Карло Поллароло (1653—1722). В силу торговых отношений между Венецией и Австрией эти композиторы одинаково господствовали на венецианской и венской сценах, где их оперы ставились с необычайной роскошью и с помощью очень сложных механических приспособлений. Приемы речитативной оперы Кавалли были развиты в дальнейшем преимущественно двумя композиторами: Антонио Сарторио (1620—1681) — его лучшее произведение опера «Аделаида» с чудесной увертюрой — и младшим Циани, Марко Антонио (1653—1715).