Джакомо Кариссими принадлежит еще большая заслуга в развитии камерной кантаты — произведения, состоящего из соло, дуэте» и» реже, из хоровых номеров для небольшого количества голосов с инструментальным сопровождением.
На такие кантаты в XVII веке существовал большой спрос. Это — лирическая форма в драматической маске, возникшая на почве итальянских баллад и мадригалов. Лучшие образцы ее — кантаты Кариссими, легкие и изящные по своей мелодике, образцовые по декламации и почти совершенно свободные от церковных оборотов. Один из знатоков вокальных форм, немецкий исследователь Г. Лейхтентритт, устанавливает следующие характерные признаки кантатного стиля: «наличность нескольких частей, ариозная мелодика, законченные симметрические формы, смена речитатива и ариозо». Такая композиция имела все шансы привиться в концертной музыке XVII века, явно предпочитавшего «малоголосие» многоголосию, по мере усиления тяги к драматической музыке.
Появление кантаты было вызвано именно такой тягой к повышенному выражению индивидуальных чувств. Это — характерное проявление «нового стиля». Но все же эта форма, сознательно отдалявшаяся от народной песни в область изобретения самостоятельной художественной мелодии, рассчитана была на вкусы образованной знати. Дело шло о Создании «poesia per musica» (музыкальной поэзии) по аналогии с «dramma per musica» (музыкальной драмой). Как та, так и другая зародилась в кругу музыкантов-профессионалов, обслуживавших высшие слои общества. Наибольшего расцвета эта исторически очень важная форма, обошедшая все культурные страны Европы и служившая опытным полем для более сложного оперного искусства, достигла в Риме (Росси, Чести, Кариссими), Неаполе (А. Скарлатти) и Модене, где после долгих поисков типичную форму ей окончательно придал Алессандро Страделла.
Мы приводим один из лучших образцов камерной кантаты XVII века Д. Габриели, медленную арию да капо с очень скромным аккомпанементом. Надо отметить совсем скромную вокальную орнаментику, еще не приобретшую самодовлеющего виртуозного характера.