Французский язык, французская литература и искусство задавали со второй половине XVIII века тон во всей Европе.
Естественно, что такое крупное художественное течение, как французская комическая опера, оказала сильнейшее воздействие и на музыку других стран, в том числе и на нарождающееся музыкальное искусство России.
Более с точки зрения культурно-исторической, чем с музыкальной, интересен возникший под ее воздействием в Англии особый вид пародии на серьезную оперу, сильно пронизанный политической сатирой, так называемая «опера нищих» — «Beggar's opera». Мишенью ее остроумия служила первоначально итальянская опера Генделя, пользовавшаяся правительственной субсидией, и нападки эти были столь метки, что предприятие Генделя пало их жертвой. Текст этих пародий принадлежал Джону Гею, а музыка, в виде популярных песенок, — немецкому выходцу Иоганну Христофору Пепушу (1667—1752). (Между прочим, в 1920 г. была сделана попытка обновить эту «оперу нищих»; в течение трех лет в Лондоне было дано не менее 1 500 ее представлений. Далее Курт Вейль и Герт Брехт написали в 1922 г. блестящую оперу-сатиру, использовав тот же исторический прототип.) Вслед за «оперой нищих» в Лондоне появился и ряд других английских «песенных игр», «опер-баллад», из числа которых «Проделки дьявола» Чеффея (1731) имели значительный успех и вызвали подражания в Германии.
Соединенное франко-английское влияние сильно способствовало зарождению в Германии комической оперы с немецким текстом. Здесь материал, которым пользовался композитор, был совсем иной, не народный, а взрощенный в оранжереях высокой лирики. Немецкая одноголосная народная песнь с начала XVII века стала явно вырождаться. Большие мастера художественной песни — Г. Альберт, А. Кригер, В. Франк, — вызвавшие в XVII веке подъем немецкой вокальной оперы и, не оставили настоящей школы. Пагубным для немецкой песни оказался уклон к вычурной глубокомысленной полифонии, с одной стороны, и полное омертвение хорального ритма в-лютеранском церковном обиходе. В 30-е годы XVIII века стали появляться в большом количестве сборники напыщенных «од» псевдонародного характера. Эти сборники имели иногда довольно забавные заголовки, вроде вышедшего в 1733 г. в Аугсбурге собрания «Дессертных конфет, приятных для ушей й радостных для души» — самое название свидетельствует об их салонном происхождении. Другой сборник, приобретший огромную популярность, составлен был И. Шольце (1705— 1750) (под псевдонимом «Sperontes») и назывался «Музыка, поющая у берегов Плейсе» (Плейсе — речка, протекающая через город Лейпциг). Этот сборник состоял из инструментальных мелодий французского происхождения — менуэтов, маршей, арий, полонезов, под которые были подогнаны тексты немецкого поэта Христиана Понтера.