Итальянские влияния сказались ярко на драматизации симфонического языка Гайдна. Вспомним, что самая симфония обязана своим происхождением опере.
Гайдн сам говорил, что стремится изображать в своих симфониях различные «моральные характеры». Поэтому вполне правильно замечание одного из немецких историков музыки, что «в симфониях Гайдна воспринимаешь не только отдельные звуки и аккорды, а совершенно индивидуальный художественный темперамент»; можно сказать, что им присуща известная театральность. Вершину симфонического творчества Гайдна представляют его симфонии последнего периода («лондонские», 1790—1795), в которых ясность формы, превосходное чувство оркестрового колорита, т. е. умение точно определять место каждого инструмента в ансамбле, и богатая, свежая мелодика, при очень тонкой контрапунктической отделке, соединяются в художественное целое. Инструментовка этих симфоний весьма скромна и ограничивается, кроме струнного квинтета, флейтой, двумя гобоями, фаготом, двумя валторнами, двумя трубами и литаврами. От старого concerto grosso» к Гайдну перешла любовь к концертирующему струнному трио (две скрипки и виолончель). Первые тридцать симфоний Гайдна трехчастны, и только с 31-й устанавливается последовательность четырех частей. Первые части его симфоний написаны преимущественно в сонатной форме. В медленных частях Гайдн обыкновенно пользуется приемами вариационного искусства. Менуэт, введенный Гайдном в симфонию по примеру мангеймцев, выдержан в характере массового крестьянского танца: в нем мало осталось от прежней придворной чопорности. Максимум своего искусства Гайдн обыкновенно приберегает для финалов своих симфоний. Огненный темперамент, юмор, умение переходить от связного стиля изложения к свободному проявляются в этих частях в своем полном блеске.
Свой первый квартет Гайдн написал в 1755 г. Нельзя сказать, чтобы он явился бесспорным изобретателем этого рода композиции. Все итальянские и немецкие авторы, сыгравшие роль в развитии симфонии, писали также камерную музыку, и предшественниками Гайдна была уже установлена типичная последовательность четырех частей — цикличность — наследие сюиты — а самый ансамбль четырех струнных инструментов встречается уже у Саммартини, Тартини, Телемана, Фаша. Гайдновские квартеты распадаются на две группы: более ранние, написанные в стиле дивертисмента пяти частей, и более поздние, с середины 60-х годов, четырехчастного типа. Гайдн-автор квартетов — тот же, что и Гайдн-симфонист. Жизнерадостность, свежесть музыкальных идей, мелодичность, пользование народными мелодиями—всегдашние атрибуты его квартетов. Замечательным мастерством, достигнутым упорным трудом, блещут особенно разработки его поздних симфоний. Искусство, с которым в этих квартетах использована движущая, сила мотивов, поразительна даже для такого виртоуза музыкальной диалектики, как Гайдн. Остальная камерная музыка Гайдна — его трио, клавирные сонаты, скрипичные сонаты — не возвышаются до художественного уровня квартетов. Одна из лучших клавирных композиций Гайдна — интимно-меланхолические вариации для клавира.