Среди западных композиторов XIX века ближе всего к Моцарту были Шуберт, Мендельсон, а отчасти и Шопен.
Из русских ему родственнее всех Глинка, тщательно изучавший моцартовские партитуры. Восторженными поклонниками его были далее Чайковский, инструментовавший серию моцартовских фортепианных пьес (оркестровая сюита «Моцартиана») и С. Танеев. Первая, основанная на документальных данных, биография Моцарта, написанная его другом Францем Нимчеком, вышла в 1798 г. В 1876—1883 гг. было издано полное собрание его сочинений фирмой Брейткопф и Гертель. В 1880 г. в Зальцбурге в доме, где родился Моцарт, открыт музей его имени — «Моцартеум», в качестве международного института для изучения Моцарта. С конца XIX века большинство немецких крупных театров начало ставить моцартовские циклы опер. Такими циклами особенно прославился мюнхенский «столичный театр» и оперный театр в Зальцбурге. В 1922 г. там основалось новое международное общество имени Моцарта, с широкими музыкально-культурными задачами.
Круг инструментальных композиторов гайдно-моцартовского направления довольно велик. Превращение симфонии из застольной музыки в серьезное художественное явление совершилось приблизительно за полстолетия. Такое быстрое развитие этой формы немыслимо было бы, конечно, без участия второстепенных талантов, среди которых были люди, вполне достойные своих гениальных современников. Перечислить их имена, конечно, в кратком очерке невозможно. Ограничимся поэтому главнейшими.
У Гайдна был целый ряд даровитых личных учеников, среди которых Игнатий Плейель (1757—1831), автор 29 симфоний (из них несколько были выдвинуты в качестве конкурирующего материала против симфоний Гайдна, во время пребывания последнего в Лондоне) и 45 струнных квартетов, пользовался в начале XIX века огромной популярностью. Плейель принимал также активное участие в создании музыки для нужд Великой французской революции. Внимания заслуживает также брат Иосифа, Михаил Гайдн (1737—1806), писавший в стиле своего брата. Одна из симфоний Михаила Гайдна долгое время ошибочно принималась за произведение Моцарта. М. Гайдну принадлежит также обширное количество церковной музыки. Среди камерных композиторов того времени следует выделить Иоганна Шоберта, одного из первых авторов камерных ансамблей с разработанной фортепианной партией, и Луиджи Боккерини (1743—1805), самого плодовитого из итальянских камерных композиторов, написавшего около 300 квартетов, квинтетов и других ансамблей, а также 20--симфоний, очень любимых за свою мелодичность дилетантами первой половины XIX века. Некоторая часть его музыки — произведения для виолончели — еще поныне встречаются в концертных программах. Современники называли этого настоящего представителя итальянского музыкального рококо «женственным Гайдном».
Популярность Моцарта при его жизни основывалась не только на композициях, но и на его виртуозном пианизме. Он сознательно стал предпочитать новоизобретенное фортепиано и был основателем обширной школы пианистов. Сам Моцарт, однако, не был новатором в области техники фортепианного исполнения. Основоположником очень серьезной пианистической школы был Муцио Клементи (1752— 1832). Он имеет большое значение в истории фортепианной оонаты, как связующее звено между Моцартом и Бетховеном (106 сонат), сборником этюдов «Gradus ad Parnassum», служившим фундаментом фортепианной техники многих поколений пианистов. Ученик Клементи И. Б. Крамер (1771—1858) также был замечательным педагогом-пианистом и автором превосходных фортепианных этюдов.