Большое распространение моцартовсюому направлению придал его личный ученик Иоганн Непомук Гуммель (1778—1837), высоко ценимый как виртуоз и замечательный импровизатор.
Его сонаты и фантазии, суховатые, но благозвучные, чрезвычайно нравились своим изяществом и внешним блеском. Популярнейшие концерты Гуммеля, являясь прямым продолжением моцартовских, оказали влияние на Шопена, Шумана и Листа, для которых элегантный стиль Гуммеля был основой блестящей пальцевой техники.
Сильным соперником Моцарта считался Иоганн Вильгельм Гееслер (1747—1822), которого жизненные обстоятельства в 1794 г. занесли в Москву, где он пользовался огромным успехом. Больше половины произведений Гесслера написано в России и достойны во всяком случае изучения русской музыкальной наукой.
Из других современников Гайдна и Моцарта следует упомянуть Л. Кожелуха (1752—1818), содействовавшего своими 13 фортепианными концертами утверждению господства этого, тогда еще спорного, инструмента, А. Диабелли (1781—1858), одно время серьезно соперничавшего с Бетховеном, И. Л. Душека (1761—1812), развившего в своих сонатах и концертах моцартовскую «кантабильность» и усовершенствовавшего его фортепианный стиль, и Д. Штейбельта (1765—1823), бывшего капельмейстером французской оперы в Петербурге и поражавшего публику своими шарлатанско-эффектными «бурями» на фортепиано, автора легиона фортепианных композиций.
Переход от моцартовской симфонии к бетховенской — вопрос, особенно интересующий современную музыкальную историографию, но недостаточно освещенный во всех своих подробностях. К Моцарту примыкают основатель датской оперы Ф. Кун цен (1764—1817), М. Клементи и Ф. Витт (1770—1837). Особое положение занимает А. Эберль (1766—1807), которому венская публика отдавала решительное предпочтение перед Бетховеном. «Маленьким Берлиозом», повыражению Кречмара, является Витт — столь разнообразна его оркестровая палитра. В одной из его симфоний (характерная черта ранней романтической эпохи) имеется медленная часть с сопровождением гитары...