Окончательное переселение Бетховена в Вену состоялось в 1792 г.
Стремясь усовершенствоваться в композиторском искусстве, Бетховен берет уроки у Гайдна, но неудовлетворенный результатом своих занятий с ним — переходит сначала к автору популярной оперетты «Деревенский цирюльник» Шенку, а затем — к знаменитому в то время теоретику Альбрехтсбергеру для изучения контрапункта, а для изучения вокального стиля берет уроки у Сальери. Первым крупным успехом в Вене Бетховен обязан своему виртуозному искусству. Ряд блестящих выступлений обеспечивает ему уже в конце 90-х годов первое место среди венских композиторов. Он получает некоторую материальную поддержку со стороны венской знати, которую, однакож, держит на почтительном от себя расстоянии: Бетховен известен был в ту пору как человек радикального политического образа мыслей. Конец 90-х годов — период, когда Бетховен, органически переработав влияние своих предшественников (особенно Ф. Э. Баха, Моцарта, Клементи и др.), вырастает в самостоятельную творческую величину. К 1800 г. им были написаны и большей частью опубликованы сонаты, до оп. 14 включительно, две сонаты для виолончели, шесть струнных квартете», септет и первая симфония; есть основание полагать, что до этого Бетховен закончил еще одну симфонию C-dur, голоса которой найдены в 1911 г.; кроме того, сохранились еще эскизы к другой с-то1Гной симфонии. В ближайшие годы, до 1804 г., творчество Бетховена развивается с необычайной стремительностью. Вершина этого периода — третья, «героическая», симфония, по силе своей ритмики и богатству гармонии и приемам инструментовки являющаяся новым и смелым словом тогдашней симфонической литературы. Симфония эта была откликом на огромные потрясения, испытанные тогдашней Европой, и посвящена была первоначально Наполеону, которого Бетховен считал эмиссаром Великой французской революции. Потом, узнав о короновании Наполеона, он гневно снял свое посвящение. Симфония враждебно была встречена тогдашней «авторитетной» критикой.
Следующему пятилетию, 1804—1809 гг., принадлежат три симфонии, ряд симфонических увертюр, героическая опера «Фиделио», четыре струнных квартета, on. 59 и 74, два фортепианных концерта — четвертый и пятый, и т. д. Из трех симфоний этого пятилетия к героической — ближе всего пятая (c-moll), произведение исключительной мощи и логичности своего построения. В истории сшфокии она выделяется максимумом сжатости своих тем (1-я часть) и ритмической силой, благодаря чему она очень непосредственно действует на волевую сферу слушателя. Симфонические увертюры Бетховена также достигают в этот период необычайно широкого размаха, осуществленного сравнительно скромными средствами омфонического письма.