Но все же музыкально-драматический гений его не развернулся полностью в этой опере, вследствие неудачно скомпонованного либретто.
Бетховен неоднократно носился с планами других оперных произведений. (К его неудачным опытам относится, между прочим, найденная недавно, в 1934 г., рукопись «Пламя весталки», начатая по заказу Шиканедера.) Последний текст, на котором он остановил свое внимание, была романтическая сказка австрийского поэта Грильпарцера о прекрасной Мелузине. Из числа культовых композиций Бетховена мировое значение имеет его «Торжественная месса». Среди бетховеиских песен наиболее яркими являются цикл «К далекой возлюбленной» (1815—16 гг.), песни на текст Гете (особенно «Песнь Миньоны», обе песни Клер хек из «Эгмонта», «Лейтесь, слезы» и «Песнь о блохе»), а также отдельные духовные песни на слова Геллерта (1803 г.). В высшей степени характерно для Бетховена — величайшего художника ритма в музыке,— что ритмически утонченные стихотворения Гете были удачнее всего переданы им в звуках.
«Школой» Бетховена является вся симфоническая камерная музыка XIX века. Но неверно обычное представление о том, что Бетховен был сразу понят и оценен. До середины 50-х годов шла борьба за признание Бетховена, и только благодаря пропаганде Берлиоза, Вагнера, Листа и Бюлова борьба эта закончилась полной победой. Огромное значение для развития реалистической оркестровой музыки имели и его драматические увертюры («Эгмонт», «Леонора», «Кориолан»). Цезарь Франк и Брамс являются яркими представителями бетховенской линии во второй половине XIX века. Бетховенское влияние сказалось также и на лучших русских симфонистах — Бородине, Чайковском и отчасти Скрябине (первая и третья симфонии последнего). Большое значение для пропаганды бетховенской музыки в России имела концертная деятельность А. Рубинштейна и критическая работа А. Серова. С отдельными же произведениями Бетховена русская публика начала знакомиться еще при жизни композитора. Первое полное и критически просмотренное коллегией авторитетных музыкантов собрание сочинений Бетховена издано в 24 сериях (с позднейшими дополнениями) немецкой фирмой Брейткопф и Гертель в Лейпциге. Лучшим биографическим трудом о композиторе считается работа А. Твиера с дополнениями Дейтерса и Римана, лучшим критическим трудом — большая книга П. Беккера «Бетховен» (крупнейшего немецкого музыковеда, при фашистском режиме изгнанного из Германии), частично переведенная и на русский язык.
Творчество Бетховена заканчивает период «венских классиков», как он обычно именуется в западных исторических трудах. Последние годы его творчества относятся уже к началу романтической эпохи в музыке. Еще Гофман заявил, что в инструментальной музыке глубоко заложены зерна романтизма. Действительно, характерные для романтического мировоззрения моменты упадка сил, капитуляции перед действительностью («так будет и так должно быть») встречаются даже у Бетховена (в его последних квартетах, в «Торжественной мессе»). Такая реакция против французской революции и связанного с ним просветительства была неизбежна после ее поражения. Реакция охватила музыку, особенно оперную, еще при жизни Бетховена (Вебер и др.). В романтическом движении, начавшемся в литературе на грани XIX века, а в музыке — в начале 20-х годов, основной движущей силой была пассивная неудовлетворенность окружающей действительностью, а потому — уход от нее в мир фантастики. В этом движении, охватившем главным образом мелкобуржуазную художественную интеллигенцию, имеются самые разнообразные элементы — от реакционной апологии средневекового прошлого до утопического социализма (Вагнер в 1848 г.). Границы романтической школы крайне расплывчаты. Буржуазное музыковедение явно злоупотребляет этим термином, находя элементы романтизма у композиторов почти трех веков. Историк (биограф Баха) Филипп Спитта утверждает, что «каждая эпоха имеет свою музыкальную романтику», указывая на наличие подобных элементов у Иоганна Себастьяна Баха. Эпоха наибольшего расцвета немецкой романтической школы— тридцатилетие, от двадцатых до конца сороковых годов (революция 1848 г.).