Винченцо Беллини

Черты, напоминающие лучших ранних лириков-романтиков, мы видим у Винченцо Беллини (1801—1835) — одного из немногих итальянских композиторов, который был близок к поэтам-романтикам и оказал сильное влияние на Шопена и юного Вагнера.

Им написано сравнительно немного опер, всего 11, из коих 9 обошли все европейские сцены. Своей проникновенной мелодикой Беллини напоминает Шуберта. Он любил сюжеты с несколько патологическими оттенками, с обостренными психологическими мотивировками, для которых он находил своеобразные приемы компановки сцены (особенно в первых своих операх). Колорит его опер — мягкий, теплый, даже при этой склонности к нагромождению страшного. Мелодически он опирается на итальянскую народную мелодику и танец, особенно южный. Вместе с тем, у него попадаются поистине замечательные для его времени приемы вокальной дикции, напр. пользование свободно вступающей септимой или пониженными интервалами.

Лучшими операми Беллини считаются «Сомнамбула» (1831), «Норма» (1831) и «Пуритане» (1835). Следует однако заметить, что первые его оперы отличаются большой живостью воображения, в последних же он более вял и уравновешен. Наиболее слабая сторона его опер — оркестровый аккомпанемент, напоминающий, по меткому выражению Вагнера, «гигантскую гитару». В этом отношении в его операх сказалось губительное влияние Россини.

Еще более роковым образом подражание Россини отразилось также на произведениях высокодаровитого Гаэтано Доницетти (1797— 1848) — он был учеником баварского выходца Симона Майра (1763—1845), автора 70 опер, основателя целой итальянской школы и одного из лучших мастеров хоровых и ансамблевых сцен. Как ученик майеровской школы, Доницетти прибегал к эффектной и шумной инструментовке. Ему нельзя отказать в большом природном мелодическом таланте и гибкости композиторского дара, легко приспособлявшегося к различным требованиям момента. Требования же эти таковы, что предъявлялся спрос на повышенную театральную эффектность, с одной стороны, и легкую музыкальную усвояемость — с другой. Обоим этим требованиям музыка Доницетти отвечала вполне в сюжетном отношении. Благодарный материал давала ему историческая романтика Вальтера Скотта. Наибольший успех имела его опера «Лучия ди-Ламермур», доставившая ее автору место профессора контрапункта в Неаполитанской консерватории. По популярности с нею соперничали «Лукреция Борджия» (1833), «Фаворитка» (1840) и написанная в том же году, с явным приближением к французскому стилю, «Дочь полка». В 1843 г. Доницетти посчастливилось написать лучшую свою оперу «Дон Пасквале», прелестную вещь, еще в настоящее время имеющуюся в оперном репертуаре различных западных стран.

Всего Доницетти написано 70 опер. Писал он их быстро и небрежно (иногда по пяти-шести опер в год), и, несмотря на известное мастерство и умение очень простыми средствами вызывать сильно драматические эффекты, он наводнил свои оперы потоками музыкальной пошлости, чем сделал их совершенно невыносимыми. Со стороны критики против Доницетти велась ожесточенная борьба, что не мешало ему выступать истым триумфатором на европейской сцене, где он держался эффектностью отдельных вокальных номеров.

Как Россини, так и Доницетти максимальный свой успех имели в эпоху реакции во Франции, поддерживаемые буржуазной публикой парижских оперных театров. Атмосфере роскоши, кутежа, безумного расточительства денег вполне подходил характер этой музыки. Ее доступность и легкость ее письма послужили образцом для французских композиторов первой половины XIX века, которых к этой музыке привлекала ее эффектная мелодичность. К этому времени полного разрушения старого французского салона, где культивировалась музыка камерного типа, внимание господствующих классов обращается исключительно на оперу. В сравнительно короткий период, мы видим расцвет целого ряда французских оперных талантов.