Немецкий музыкальный романтизм имеет, по сравнению с французским, более индивидуалистически замкнутый характер.
Французская романтика, актуальная, революционная, в первую очередь овладела отраслями музыкального искусства, обращенными к общественности — оперой и симфонией. Немецкое же романтическое движение в лице своих первых представителей, сразу развернувшееся в тех же областях, в начале 30-х годов меняет свое направление. Второе поколение немецких романтиков, к которым мы сейчас обратимся, свою главную опору имеет в художественно разработанной песне. Инструментальная музыка этих композиторов также обнаруживает сильное тяготение к романсу, и этим путем складывается мендельсоновская «песнь без слов». Влияние старых классических образцов Проявляется сильнее, чем в предыдущее десятилетие, и наследие баховского, генделевского, бетховенского мастерства переливается в легко доступные восприятию музыкальные формы. Оно популяризуется, а в иных случаях даже вульгаризуется во имя общедоступности. Немецкий музыкальный романтизм 30-х годов, если считаться с теми произведениями, которые имели успех у широкой публики, становится массовым, получает характер устойчивости.