Гастроли итальянской труппы от 1752—1754 г. вызвали большое оживление в парижской музыкальной жизни и сразу раскололи французскую публику на два враждующих лагеря: «буффонистов» (сторонников комической оперы) и «антибуффонистов» (ее противников).
Борьба развернулась широко в театре, прессе и породила целое море брошюр за и против. Лучшие литераторы, передовые умы того времени восстали против недостатков трагической французской оперы. В 1753 г. Руссо выпустил свое знаменитое «Письмо о французской музыке» с нападками на французскую придворную оперу, и в том же году исполнена была его маленькая комическая опера «Le devin du village» («Деревенский предсказатель», 1752 г.). В этой пьесе Руссо дал доказательство преимуществ, которые он сам ценил в итальянской музыке,— выразительность, доходчивость мелодии,— и публика не переставала восхищаться естественностью музыкальной декламации Руссо, в противоположность застывшему величию французской музыкальной трагедии. Французский оппозиционно настроенный буржуа, конечно, предпочитал полународную комическую оперу. Мифологические сюжеты сделались синонимом реакции, сюжеты бытового характера, городские или же близкие к сельской жизни вызвали явное предпочтение. Прежние маски музыкальной трагедии были отброшен. Буффонисты боролись за правильность, действенность спектакля. «Итальянские актеры, которых здесь называют буффонами, совершенно вытеснили интерес к парламенту и его процедурам», писал Гримм.
С течением времени во Франции за всякой оперой с простым диалогом упрочилось название «комической», независимо от того, было ли ее содержание действительно комическим или серьезным, трогательным. Так, например, к комической опере отнесены были, согласно этой музыкальной терминологии, такие произведения, как «Водонос» Керубини или «Фиделио» Бетховена. Одним из признаков комической оперы считалось также отсутствие балета, неизменной составной части «большой» оперы. Но, конечно, главным отличием обоих родов было все же присутствие комических мотивов, реализм содержания, преобладание сатирического элемента. Комическая опера влечет за собой отказ от всех напыщенностей «арии да капо», ее заменяет веселая канцонетта, разговорный диалог. От анекдота и фарса комическая опера переходит к постановке серьезных бытовых проблем. (См. «Война буффонов», изд. Гос. Эрмитажа, 1933 г.) В этом плане стал писать после 1754 г. ряд французских композиторов и офранцуженных итальянцев: Антуан д'Оверн (1713—1797), Жиль Дуни (1709—1775), Андрэ Даникан Филидор (1726— 1795), Пьер Александр Монсиньи (1729—1817), Франсуа Жозеф Госсек (1734—1829) и Андрэ Эрнест Модест Гретри (1742—1813).
В комических операх Дуни содержится ряд типичных образов и мелодических оборотов, впоследствии использованных авторами французских комических опер, от Гретри до Визе включительно. Неаполитанец по происхождению, он настолько верно понял французскую психологию, что его комические персонажи кажутся выхваченными из каких-то народных фарсов. Франсуа Андрэ Даникан, по прозванию Филидор (один из лучших шахматистов своего времени), был членом музыкальной семьи, получившей большую известность в истории французской инструментальной музыки. Ее представителей мы находим еще в придворном оркестре Людовика XIII. В его произведениях выводятся характерные фигуры французских ремесленников, мелких буржуа и т. д.