Гендель подошел к своей задаче ораториального композитора, как драматург-реалист, что давало неоднократно повод сравнивать его с Шекспиром.
Он остро наблюдает окружающий его быт, делает, по свидетельству его биографа, многочисленные музыкальные записи на улицах и площадях. Ораториальные сюжеты (не только библейские, но и из античной мифологии) предоставляли ему возможность показать могущественные характеры, сильные страсти, массовые музыкальные сцены, не укладывавшиеся в рамки тогдашней оперы. Удивительная гибкость в использовании хора для различных ситуаций у Генделя является основой его ораторий. Эти оратории, по удачному замечанию Р. Роллана — «хоровые трагедии». Огненный темперамент Генделя, его психологическая проницательность проявляются в его ораториях не меньше, чем в операх. К тому же, по словам Шумана, его оратория «была популярная оратория, которую могли понять и крестьяне и бюргеры» (Ромен Роллан: «Гендель»): историю библейских героев знал каждый англичанин. Среди библейских ораторий Генделя особенно выделяются «Саул», очень сильная в драматическом отношении «Израиль в Египте», почти сплошь состоящая из хоров, «Мессия», — лучшая из генделевских ораторий, «Иуда Маккавей», выделяющаяся своим религиозно-героическим пафосом.
Мы приводим в образец величественного марша Генделя из оратории «Саул», марша, который по всей уверенной, спокойной силе своей мелодики, движения, очень импозантен, показателен для класса, проникнутого сознанием «незыблемости» своего положения. Такими маршами "(хорового характера) и массовыми хорами Гендель увлекал своих современников, вызывая их горячее восхищение.
В области инструментальной музыки Гендель отнюдь не является новатором, а скорее продолжателем кореллиевского стиля, хотя весь мелодический рисунок их гораздо ярче, чем у этого римского мастера. Наиболее известны оркестровые (concerti grossi) и органные произведения Генделя и две его большие оркестровые сюиты «Музыка для прогулки по воде» и «Музыка к фейерверку». Эти произведения, блестящие по колориту, предназначены для массового слушателя на открытом воздухе. В области таких композиций у Генделя не было предшественников. Кроме инструментальных концертов, Генделю принадлежат еще сольные сонаты для скрипки и флейты, 8 клавирных сюит, большое количество сонат (около 50) для трио. Сила музыкальных произведений Генделя — в их чудесном мелодическом рисунке, характерном ритме, особенно тогда, когда он писал в форме народных танцев, в стремительности движения, в огненной энергии полифонии. Современники ошеломлены были мощным напором генделевской музыки. «Он придумал новый сорт грандиозной музыки... вывел на эстраду такое количество певцов и музыкантов, какого до сих пор не видели в театре... То я ждал, что буря опрокинет дом, то, что море проглотит скалы...» — так писал аноним в 1751 г. в брошюре, направленной против Генделя.