Германия, политически раздробленная и экономически разоренная страшной тридцатилетней войной (1618—1648), не могла, конечно, принимать какого-либо серьезного участия в этом оперном соревновании различных стран.
Никакой значительной литературой, кроме церковной, она в эту пору не располагала. Поэтому развитие самостоятельной оперы здесь отстает на несколько десятилетий. Вкусы феодальных верхов, всевозможных мелких немецких князей, изо всех сил старавшихся подражать «просвещенным» французским монархам, конечно, склонились к французской и итальянской опере. Но еще до начала ввоза итальянской оперы, впоследствии пышно распустившейся на немецкой почве, выдающимся немецким композитором XVII столетия, Генрихом Шютцем, была в 1627 г. сделана вызванная случайным заказом попытка написать музыку на текст «Дафне» Ринуччини. Музыка эта до нас не дошла. Другая ранняя немецкая оперная композиция, «Путь души», принадлежала Сигизмунду Штадену. Впрочем, это очень бледное произведение не может быть названо оперой в точном смысле слова, так как оно принадлежит к издавна распространенным в Германии морализующим «лидершпилям» («песенным играм»). Все эти опыты не оставили длительного следа. Военные катастрофы повлекли за собою сильный упадок городской культуры Германии, и только на севере, в чисто бужуазной среде, сравнительно мало затронутой экономической разрухой, в торговом городе Гамбурге зарождается в конце века прочное оперное дело. Самое положение Гамбурга, как крупного торгового морского порта, живо напоминало состояние другого, итальянского, оперного центра, Венеции. Благосостояние торговой буржуазии создавало здесь прочный фундамент для развития театральной жизни города, а в отношении музыкальном Гамбург давно располагал выдающимися творческими силами. Сюда стекались музыканты из разных экономически менее благополучных местностей Германии. В 1678 г. здесь открыт был оперный театр, и, как следовало ожидать, первые оперы были продолжением тех духовных представлений на библейские сюжеты, которые в различных вариантах полукультовых «моралитетов», школьных и студенческих комедий с «интерсцениями» (вставками) из народных песен и танцев были особенно любимы в Германии эпохи Возрождения. Такие духовные представления еще поныне прочно коренятся в быте католической Южной Германии и в свое время также перекинулись и на русскую почву.
Вначале гамбургская опера имела только местный интерес. Общенемецкое значение она приобрела лишь тогда, когда для гамбургской сцены стали работать три высокоталантливых музыканта: Сигизмунд Куссер, Рейнгардт Кейзер и Иоганн Маттесон. Семнадцатому веку принадлежит только творчество Сигизмунда Куссера (1660—1727), скорее замечательного дирижера, чем композитора. Надо сказать, что состав гамбургской труппы был смешанный: мелкие ремесленники, рыночные торговцы, студенты изображали богов и богинь. С таким персоналом не легко справляться. Но судя по отзывам Иоганна Маттесона, который в Куссере видел идеал оперного капельмейстера, последний обладал выдающимися педагогическими способностями и за короткое время поставил гамбургскую оперу на большую художественную высоту. Но Куссер был неспокойной артистической натурой, в 1696 г. покинул Гамбург, затем мы встречаем его в Южной Германии и, наконец, в Англии и Ирландии. До нас дошло большое количество его печатных арий, полная партитура оперы «Язон» (1697) и собрание ста оркестровых сюит «во французском вкусе», результат его пребывания во Франции, где он был одним из любимых учеников Люлли. Под впечатлением гамбургской оперы зародились еще немецкие оперные театры в Вейсенфелъсе, Альтенбурге, Мейнингене, маленьких городках средней Германии, но они не дали для этой отрасли музыки никаких положительных результатов и не выдвинули ни одного более или менее крупного имени.