Двумя главными центрами музыкальной жизни становятся Вена и Париж.
Подобием комической оперы во Франции является немецкий «зингшпиль» с ярко выраженным комическим содержанием. Инструментальная музыка конца XVIII века быстро и решительно упрощает до пределов возможности полифонию, перенося центр тяжести на разработку сложной формы с несколькими темами. Басовые голоса, прежде принимавшие органическое участие в тематическом построении пьесы, теперь по большей части только аккомпанируют виртуозно развитой мелодии. Первая часть сонаты строится теперь на противоположении двух тем — напряженной и певучей, мужественной и мягкой, женственной. Чисто музыкально этот процесс определяется желанием дать контраст мягкой вспоенной скрипичной музыкой, и энергичной основной мысли композиции. Внутри сонатной части, при взаимном столкновении тем, проявляются скрытые в них диалектические моменты, и таким образом самое сонатное аллегро приобретает ярко психологическую, вернее — драматическую выразительность. Этим объясняется, почему в эпоху «бури и натиска», каковой во всех областях искусства и жизни был конец XVIII века, сонатная форма получает такое господствующее значение.
Одновременно с выработкой староклассического стиля Бахом и Генделем; усилием ряда менее заметных композиторов, подготовлялись основы нового инструментального стиля. В монументальном искусстве Баха и Генделя, при их пафосе, настроение менялось только в отдельных частях, и куски музыки развивались из коротких мотивов с помощью имитационных приемов полифонии или применением секвенций в гомофоническом письме. Таковы были стилистические основы эпохи барокко. В период же после 1750 г. музыка под влиянием господствующего философского мировоззрения, звавшего человека обратно к природе, начинает приобретать более естественный, жизненный характер. Художественное ощущение эпохи уже отходит от торжественных композиций, крупные формы сжимаются в процессе приспособления к новым условиям исполнения в салоне. Более нервный, эмоциональный подход к музыке требует и большего ритмического разнообразия, контраста, утончения самой формы, при возможно упрощенном гармоническом содержании. Принцип сонатного аллегро, выработанный итальянцами в сонатах-трио и сольных сонатах, переносится на оркестровую музыку. Высокоталантливый итальянец Джованни Батиста Саммартини (1701 —1775) является одним из пионеров такой оркестровой симфонии подвижного тематического характера с применением сонатной формы.