Иоганн Маттесон (1681—1764)—одна из оригинальнейших немецких музыкальных фигур — был человек необычайно разносторонних талантов: прекрасный клавесинист, органист, певец, дирижер и публицист по вопросам музыки.
Он писал остроумно, легко, с полемическим задором и вел неустанную борьбу против пережитков музыкальной старины, господства церковных ладов, кастратов, которых он называл «каплунами», нелепых колоратур в пении и т. д. Им написано 88 трактатов музыкально-теоретического и дидактического характера, в которых Маттесон придерживался весьма прогрессивной точки зрения на решающие права слуха в музыкальных делах. Плодовит был Маттесон и в области ораториальной музыки. До известной степени он, при сравнительно небольшом творческом даре, был всеже предшественником Генделя в этой области.
Кроме Маттесона к ближайшим предшественникам Генделя надо причислить наиболее ценимого своими современниками Георга Филиппа Телемана (1681—1767), композитора, отличавшегося своим многописанием — 3000 духовных кантат, 40 опер и 44 оратории, 600 увертюр (сюит) и симфоний, среди которых встречается немало вещей с поэтичней и не лишенной большой привлекательности музыкой во французском стиле.
Мы вплотную подошли к одному из мировых гигантов музыки — Генделю. Гендель в сфере своего музыкального творчества связан уже не с одной какой-либо определенной страной, а охватывает всю тогдашнюю музыкальную Европу. Переселяясь из страны в страну, он объединяет в могущественном синтезе итальянский, французский, немецкий и английский музыкальный стиль. Это — один из наиболее волевых художников в истории музыки, универсальный талант, и когда углубляешься в психологическое содержание его музыки, нельзя не поразиться широте его кругозора и жизненной стойкости.