История мировой музыки
Школа Гайдна и Моцарта
Большое распространение моцартовсюому направлению придал его личный ученик Иоганн Непомук Гуммель (1778—1837), высоко ценимый как виртуоз и замечательный импровизатор.
Инструментальные композиторы гайдно-моцартовского направления
Среди западных композиторов XIX века ближе всего к Моцарту были Шуберт, Мендельсон, а отчасти и Шопен.
Музыка Моцарта в культуре Европы конца XVIII века
Главная оперная сфера Моцарта — веселая опера (opera giocosa). Сняв с себя римскую тогу оперы «seria», Моцарт нашел настоящее поле для своего юношески-жизнерадостного темперамента, музыкального юмора и виртуозной характеристики действующих лиц ритмами, темпами и мелодическими линиями.
Моцарт как оперный композитор, симфонист и камерный автор
Нигде естественное противоречие между полифонией и гомофонией не разрешено столь совершенно, как в музыке Моцарта.
Работы Моцарта
В период между 1781 и 1791 гг. им написаны были последние оперы: зингшпиль «Похищение из сераля» (1772), две веселые оперы — «Свадьба Фигаро» (1785) и «Дон-Жуан» (1787), «Все они таковы» («Cosi fan tutte») (1790) (на тексты венецианского поэта Дапонтэ), серьезная, большая опера «Тит-милостивец» (1791) и опера-сказка «Волшебная флейта» (1791).
Вольфганг Амадей Моцарт
Жизнь и творчество современника Гайдна, Моцарта, тщательно исследованы.
Историческое значение Гайдна
Много сделал Гайдн также и для вокальной музыки. Уже в старости он создал две своих популярнейших оратории — «Сотворение мира» и «Времена года».
Творчество Гайдна
Итальянские влияния сказались ярко на драматизации симфонического языка Гайдна. Вспомним, что самая симфония обязана своим происхождением опере.
Венская школа и Иосиф Гайдн
Иосиф Гайдн, сын крестьянина, родился 1 апреля 1732 г. в нижне-австрийской деревне Рорау.
Влияние Глюка на французскую оперу
Влияние Глюка сказалось главным образом на французской опере и в очень ограниченной мере — в итальянской.