История мировой музыки
Глюк и историческое значение его реформы
Эти основные положения, мало чем отличающиеся от подобного же манифеста Якопо Пери, первого флорентинского оперного композитора, требовали, однако, коренной ломки господствующих, столетием выработанных, оперных форм и, раньше всего, изгнания традиционно построенного на сложной интриге либретто.
Неаполитанские композиторы
В самом Париже также работала группа неаполитанских композиторов — Никола Пиччини (1728—1800), Антонио Саккини (1734—1786), известный не только как оперный композитор, но и как автор многочисленных камерных композиций, и, наконец, великий реформатор музыкальной драмы XVIII века, Христоф Виллибальд Глюк, в творчестве которого слились французское и итальянское направления.
Неаполитанская школа и опера
Господствующее положение в оперном мире по-прежнему занимает неаполитанская школа.
Немецкий «зингшпиль»
Захолустная Германия в те времена жила французскими модами. Однако в середине XVIII века с 1753 г. в немецкой песенной композиции происходит некоторый поворот, основанный, впрочем, больше на добрых желаниях, чем на действительном их выполнении.
Опера нищих
Французский язык, французская литература и искусство задавали со второй половине XVIII века тон во всей Европе.
Андрэ Эрнест Модест Гретри
Минуя ряд других композиторов, мы переходим непосредственно к Э. М. Гретри.
Буффонисты и антибуффонисты
Гастроли итальянской труппы от 1752—1754 г. вызвали большое оживление в парижской музыкальной жизни и сразу раскололи французскую публику на два враждующих лагеря: «буффонистов» (сторонников комической оперы) и «антибуффонистов» (ее противников).
Итальянская комическая опера в середине XVIII века
В середине XVIII века итальянская комическая опера, бывшая, как и все итальянское музыкальное искусство этой эпохи, предметом усиленного экспорта из страны, проникает и во Францию, благодаря приезду итальянской труппы буффонистов в Париж, поставивших там произведение Перголези «La serva padrona» и ряд других итальянских комических опер.
Жозеф Госсек
Среди французских композиторов надо отметить имена Бланвилля, опубликовавшего шесть симфоний (1750), Шенкера, Ж. Гаво.
Северно-немецкая музыкальная школа
Несколько позже, чем Филипп Эмануил, в той же области выступил его младший брат, Иоганн Христиан (1735—1782), «миланский» или «лондонский» Бах, автор звучно инструментованных симфоний, которые произвели сильное впечатление на молодого Моцарта во время пребывания его в Лондоне.