Очень много при жизни Мендельсона исполнялись его вокальные произведения. Часть из них самим автором предназначалась для исполнения «под открытым небом».
Мендельсон писал для человеческого голоса просто, благородно, приближаясь к народной строфической форме. Его идеалом была народная песнь. Поэтому его вокальные квартеты получили широчайшее распространение среди любителей в эпоху подъема немецкого национализма. Важны (в историко-музыкальном отношении) его оратории «Илья», «Павел», попытки возродить в рамках музыкального быта первой половины XIX века стиль Баха и Генделя.
Камерная музыка Мендельсона в настоящее время почти совершенно забыта, за исключением мелодического фортепианного трио и одного, максимум двух квартетов. В фортепианной музыке также сказывается основной недостаток Мендельсона. В ней мало живости и сочности звука. Фортепианную технику Мендельсон ничем особым, за исключением разве многоголосных пассажей стаккато, не обогатил. Наибольшее историческое значение имеют его «песни без слов» для фортепиано, из коих часть еще вполне жизнеспособна и в наши дни. В них Мендельсон создал совершенно новый жанр небольших фортепианных пьес, однотемных, мелодически гибких и цельных по своему поэтическое настроению. Самым ценным из всего им написанного является его скрипичный концерт, вызывавший и вызывающий поныне восторг не столько виртуозной своей разработкой, сколько своей мелодичностью, интенсивностью переживания.
Культурнейший и образованнейший музыкант своего времени, Мендельсон был одним из наиболее влиятельных композиторов XIX века.
Через его школу прошло целое поколение мастеров, и только яростные и резкие нападки Вагнера до известной степени приостановили это влияние. Необычайно велика была его популярность в России, где произведения Мендельсона стали исполняться с 30-х годов. Серов, например, называет его лучшим композитором послебетховенского времени. Последователем Мендельсона был А. Рубинштейн, но и более поздние русские симфонисты, Чайковский, Глазунов, увлекались изяществом и формальной законченностью Мендельсона.
Если Мендельсон, о котором остро наблюдательный Гейне сказал, что «убежденное безразличие ко всему окружающему — его типичная черта», был характерным выразителем уравновешенно спокойной, накопляющей крупной буржуазии, то Роберт Шуман, бывший всего на год моложе его, должен быть отнесен к музыкальным представителям радикально настроенной мелкой буржуазии 40-х годов, хотя сочинять он начал значительно раньше.