Наиболее благодарную почву комическая опера нашла в Неаполе. Первым автором этого жанра был неаполитанец Франческо Кирилле, создавший в 1654 г. своей «Оронтеей» уже совсем самостоятельный образец комической оперы.
Возможно, что и Провенцале занимался этим жанром. По мере расширения круга зрителей оперы из среды мелкой и средней буржуазии комическая опера развивалась очень быстро. Живость, наблюдательность, а временами и острая социальная сатира, которая впоследствии планомерно будет использована французскими авторами комических опер, при доступности мелодии, делали именно этот жанр Особенно любимым в массах. Вся техника построения оперы-буфф резко разнится от построения оперы-серия. Сольные арии отнюдь не придерживались схемы трехчастной виртуозной арии. В ходу была канцонетта, строфическая песнь с припевом,— все это черпалось из музыкального народного быта. Речитатив — а итальянская комическая опера избегала словесных вставок — основывался на широком применении «парландо», т. е. легкого обмена вопросами и ответами комического характера. Из этого парландо образовались очень важные формы, которые являются типичными для комической оперы. Это так называемые pezzo concertato, introduzione finale. Под «pezzo concertato» разумеется дуэт или терцет действующих лиц, обменивающихся живыми репликами. В финале каждый из действующих лиц давал волю своим переживаниям, получившимся в результате развития действия. Классическим образцом таких финалов являются финалы неаполитанца Николо Логрошино (ум. в 1678 г.).