Посвященное самому прославленному ансамблю нашей страны — Квартету имени Бетховена («профессорам Московской консерватории Д. М. Цыганову, В. П. Ширинскому, В. В. Борисовскому и С. П. Ширинскому»), отмечавшему в 1943 году свое 20-летие, произведение Глиэра исполнено было ансамблем на юбилейном вечере 30 октября.
Тогда же впервые прозвучал и девятый квартет Н. Я. Мясковского, написанный специально для бетховенцев и также отмеченный потом Государственной премией первой степени,— Глиэр имел все основания гордиться своим учеником, ставшим одним из самых выдающихся мастеров отечественной культуры.
Пять лет спустя в статье «Правда о народе», помещенной в газете «Тревога» Дальневосточного военного округа 29 июля 1948 года, Глиэр писал: «Работая над музыкой Четвертого квартета... я думал о скромном и могучем богатыре — советском народе, о его бессмертной славе, о его упорном труде и прекрасном будущем. В своей музыке я старался отобразить истинность, неподкупность, красоту и величие советского человека».
Глиэр твердо верил в «истинность и неподкупность» советского народа, верил в его героические свершения и в победу над врагом, как бы долго ни тянулась эта страшная, изнуряющая война. Уже в 1944 году, то есть за много месяцев до конца военных действий, он написал увертюру для большого симфонического оркестра «Победа». «Симфоническим дифирамбом» назвала ее М. Леонова и написала: «Композитор восторженно славил победы, уже одержанные советским народом, и воспевал грядущую окончательную победу».
Увертюра, отразившая патриотические чувства композитора, примечательна еще тем, что в ней в новом, более широком аспекте Глиэр продолжает разрабатывать тему дружбы народов. Музыкальная ткань произведения построена на русских, английской и американской мелодиях. И в этом мы вправе видеть не только отражение исторической действительности, ибо, как известно, в годы войны Англия и Америка сотрудничали с нашей страной в борьбе против фашизма, но прежде всего неколебимую веру художника-гражданина в то, что дружба, сплоченность, взаимная поддержка народов необходимы для победы над злом, для жизни на земле. «Сражаться миром», то есть всем вместе, сообща, — это давно повелось на Руси. Эта идея обретения силы в единении красной нитью проходит в творчестве Глиэра начиная с «Ильи Муромца» и особенно ярко
Отражена в произведениях советского периода, о чем уже шла речь.