Керубини (1760—1842) — уроженец Флоренции, ученик венецианца Джузеппе Сарти, с 1788 г. переселился в Париж.
Его долголетняя жизнь полна была непрерывного творческого и педагогического труда. При образовании в эпоху революции консерватории, он в 1795 г. был назначен ее инспектором, а в начале 20-х годов XIX века сделался ее директором и много содействовал всемирной славе этого учреждения. Им написано 29 опер (15 итальянских и 14 французских), из которых самые замечательные — «Лодоиска» (1791), «Медея» ,(1797), соединяющая огненный темперамент с классической простотой, «Водовоз» (опера с переработанным: текстом возобновлена недавно в Ленинграде), были высоко ценимы Бетховеном, «Фаниска» — яркой драматичностью и характерностью своих фигур. Все они долго держались на сцене, не допуская конкуренции других опер. Кроме опер, Керубини написал большое количество хоровых произведений, камерной музыки и 8 революционных гимнов. Характерным для него является мелодическая четкость, образцовая декламация текста, гибкая драматическая характеристика действующих в опере лиц. Он был наиболее последовательным продолжателем Глюка. В хоровых композициях, обработанных чрезвычайно тщательно, Керубини опирается на акалелльный стиль XVI века. В своих камерных произведениях он дает образцы тонко продуманного стиля и прекрасной звучности, в особенности в струнных квартетах. Его влияние на последующее поколение оперных композиторов было международным и педагогический авторитет неоспорим. В области русской оперы влияние Керубини проявилось, как на предшественнике Глинки, Кавосе, так и на самом Глинке.
Современник Керубини Этьен Мегюль (1763—1817), которого французы считали, подобно Керубини, «немцем», ввиду сильного влияния на него венской школы, также связан был, как мы уже говорили, с музыкальным бытом французской революции. Во французской опере он знаменует собою переход к романтическому типу. Мегюль охотно применяет необычайные оркестровые краски, преимущественно темного колорита, — неожиданные, таинственные окончания отдельных номеров. Для характеристики действующих лиц он удачно пользуется лейтмотивами. Своей вершины он достиг библейской оперой «Иосиф в Египте». Мегюль принадлежал еще к числу тех немногих французских композиторов, писавших симфонии, которые, так же как и его камерная музыка, оказались нежизнеспособными.
Благодаря деятельности Керубини, Лесюера и Мегюля героическая и мифологическая оперы были вытеснены новым типом с преобладающим бытовым или «мещанским», как тогда говорили, характером. В лице Гаспара Спонтини, соперника Мегюля, вновь выступает убежденный сторонник оперного героизма. Гаспар Луиджи Спонтини (1774—1851), композитор эпохи Наполеона и реставрации Бурбонов, потрясал своих слушателей громовыми эффектами, мощной динамикой хоровой и оркестровой массы. Спонтини был директором музыки на службе Жозефины Богарне, затем при Наполеоне — директором итальянской оперы и, далее, в 1820—1841 гг.— дирижером берлинской оперы. Его главные произведения — «Весталка» (1807), «Фердинанд Кортес» (1809) и «Олимпия» (1819). Но было бы несправедливо видеть в нем только выражение наполеоновской агрессии в музыке. Как таковой, он едва ли занимал бы принадлежащее ему ныне в истории место. В музыке его опер есть настоящий трагический подъем, много движения, а его тяготение к классицизму объясняется господством сознательной воли художника над эмоциональной стихией. Инструментовка Спонтини, очень шумная, основанная на резких эффектах, местами прямо предвосхищает, в смысле применения духовых и ударных, Берлиоза и Вагнера. Берлиоз очень ценит находчивость Спонтини в области модуляций. Влияние Спонтини сказалось очень сильно на таких крупных музыкальных драматургах, как Мейербер и Вагнер первого периода.