Значение Пушкина для нашей отечественной культуры, как известно, исключительно велико. Проходят десятилетия, иные, ярко блиставшие прежде имена погружаются в Лету, а имя Пушкина по-прежнему озарено лучами неувядающей славы и любовь к его творчеству остается неизменной в самых широких кругах.
И в наше время, подобно Глинке, Даргомыжскому, Мусоргскому, Римскому-Корсакову, советские композиторы также обращаются к произведениям великого поэта, вдохновляются созданными им образами.
Внимание Рейнгольда Морицевича Глиэра привлекло одно из самых сложных, самых потрясающих созданий Пушкина — поэма «Медный всадник». В. Г. Белинский назвал ее «колоссальным произведением», хотя по размеру это одна из самых маленьких поэм. После Белинского многие исследователи занимались изучением этого сочинения со всей многозначностью его образов. К лучшим работам принадлежит исследование Валерия Брюсова, где он, прежде всего, обратил внимание на страшное несоответствие между фабулой «петербургской повести» и ее грандиозным содержанием и дал блестящий анализ образов героев и отношения к ним автора.
Рейнгольд Морицевич не только вчитывался в пушкинские строки, стараясь постичь музыку пушкинского стиха, но и внимательно знакомился с исследованиями пушкинистов. «Высокая идея, музыкальный язык прекрасной поэмы Пушкина не могли не захватить меня», — вспоминал он. Судя по черновым наброскам (а их в архиве композитора несколько папок), работать над воплощением в музыке образов поэмы Глиэр начал до войны, еще не имея либретто. В 1941 году Петр Федорович Аболимов закончил писать сценарную основу балета «Медный всадник». 18 июня он прочитал либретто балетной труппе Ленинградского театра имени С. М. Кирова. Оно было одобрено, но... через три дня началась Великая Отечественная война. Театр вскоре был эвакуирован на Урал. Творческие планы кировцев и планы Глиэра в соответствии с обстановкой сильно изменились.
Правда, написав торжественно-героическую увертюру «Победа», Рейнгольд Морицевич на какое - то время дал свободу не оставлявшим его мыслям о «Медном всаднике» и осенью 1944 года в порыве вдохновения сочинил почти весь тематический материал будущего произведения. Однако продолжить работу не смог — у него не было ни либретто, ни сценарной разработки. Пришлось нотные листы сложить и спрятать — до лучших времен.
Лишь в 1946 году Рейнгольд Морицевич получил от Ленинградского театра оперы и балета окончательно отделанное либретто Аболимова и официальное предложение написать музыку. Это его очень обрадовало, ибо отвечало его давнишним побуждениям. А то, что предложение исходило от ленинградцев — больших патриотов своего города, приятно было вдвойне, — «Медный всадник», конечно же, прежде всего повествование о городе на Неве и его великом основателе.