Мы обращаемся к музыке эпохи Великой французской революции. Эта буржуазная революция знаменовала собой победу капиталистического общества и расчистила путь для быстрого развития буржуазной культуры в течение XIX века.
Переворот в музыкальном мировоззрении, произведенный самым фактом выхода художественного творчества под открытое небо — обслуживанием массовых празднеств восставшего народа, полным вытеснением католической культовой музыки, заменой ее музыкой, выражающей высокий подъем гражданского энтузиазма, героизма, самоотвержения,— вывел музыку хоровую, оркестровую и оперную на новые пути. Великая французская революция, широко использовавшая для своих целей музыку, все же не выдвинула своих музыкальных гениев, ввиду очень короткого промежутка времени (до термидорианской реакции), когда революционная власть держала в своих руках дело подготовки музыкантов и их использования для массовых празднеств. Однако в музыкальном творчестве эпохи великой революции коренился не только симфонизм Бетховена, но его отблески сверкают у романтиков — Берлиоза, Шумана, Листа, во французской опере первой половины XIX века в молодого Вагнера. С этой точки зрения музыка Великой французской революции еще далеко не достаточно изучена. Деятели Великой французской революции видели в музыке средство общественного воспитания, и в разгар строительства новой общественной жизни отнюдь не забывали о ней. Так, в 1792 г. мы встречаемся с предложением ввести музыку как обязательный для преподавания предмет во все общественные школы, причем предполагалось обучить школьников «исполнению гимнов в честь отечества, свободы и равенства всех людей». Эти гимны должны были утверждаться законодательным собранием. Другой проект, представленный Робеспьером 25 мессидора 1793 г., содержит пожелание об «особых сборниках героических представлений и триумфальных песнопений». Музыка, своими гимнами служившая церкви, должна была отныне сделаться слугой республики.
При таком взгляде на общественно-воспитательные задачи музыки ей, само собою разумеется, отводилось большое место в патриотических празднествах. Для них было написано огромное количество песен и гимнов, кантат, инструментальных симфоний, маршей воинственных и траурных. Большие заслуги в деле обслуживания празднеств французской революции принадлежат Бернару Сарретту (1765—1858), Ш. Кателю (1773—1830) и упомянутому нами уже раньше Ф. Госсеку. Первый — основатель оркестра национальной гвардии, который всецело обязан ему своим существованием, так как революционное правительство первоначально не отпускало средств на содержание этого оркестра. По инициативе Сарретта был издан декрет об образовании бесплатной музыкальной школы в 1795 г., получившей свое теперешнее название Национальной Парижской консерватории. Госсек — выдающийся симфонист — проявил совершенно исключительную энергию, почти единолично в течение трех лет обслуживая музыкальную часть общественных церемоний гимнами, симфониями, маршами. Его музыка придавала этим празднествам характер возвышенной торжественности, поражавшей революционный Париж. Ему же принадлежит заслуга развития духового ансамбля как самостоятельного оркестра. В качестве примера революционной музыки Госсека мы приводим его «Траурный марш» ко дню похорон Мирабо, при исполнении которого впервые применен был, между прочим, новый инструмент, «туба», построенный, по мысли Сарретта, в подражание аналогичному римскому, изображенному на арке Траяна.
«Траурный марш» Госсека производит по своему характеру (ритму, мелодике) впечатление неизданной композиции Бетховена: столь близко подошел к гениальному композитору «героической» симфонии Госсек. Звуки этого марша, по описанию современника, будили гнев народа, «ноты, отрываясь одна от другой, разбивали сердца» (марш переложен для концертного исполнения на ф-п. А. Д. Каменским).
О деятельности Госсека «Парижская хроника», уделявшая искусству больше места, чем другие тогдашние парижские газеты, писала следующее: «Оркестр национальной гвардии много обязан Госсеку.