В Киеве, как и в других крупных городах, атмосфера накалялась. И, тем не менее, музыкальная жизнь здесь не замирала — в значительной степени благодаря Глиэру. В частности, он прилагал героические усилия, чтобы сохранить оркестр. На места призываемых в армию разыскивал новых музыкантов, проводил с ними дополнительные репетиции, но концерты шли почти по плану.
12 января 1917 года под управлением Э. Купера в Киеве впервые прозвучала Третья симфония Глиэра «Илья Муромец». Затем состоялись концерты Рахманинова с участием Нины Кошиц, гастрольные выступления пианиста Н. Орлова. В связи с 25-летием со дня смерти Чайковского Глиэр провел концерт из его произведений, обширная программа которого включала Первый фортепианный концерт (солировал Г. Беклемишев) и арии из оперы «Чародейка» в исполнении Н. Кошиц.
Нелегко устанавливалась Советская власть на Украине, особенно в Киеве. Сейчас это можно проследить даже по литературным произведениям, в первую очередь по роману М. Булгакова «Белая гвардия». Старый мир изо всех сил держался за свои прерогативы, пытаясь в потоках крови утопить тех, кто поднимал голову и требовал свободы и справедливости. Особенно пострадали, как известно, рабочие киевского завода «Арсенал», восставшие против Центральной рады, захватившей на время власть после Октябрьских событий. И пока в Киеве шла ожесточенная борьба за власть, на Украину со всех концов, как шакалы, учуявшие поживу, начали ползти интервенты разных мастей. Разбойничали многочисленные банды. Враги появлялись отовсюду. Власть в городе менялась с устрашающей быстротой. Случалось, что, ложась спать при одном «правительстве», люди просыпались при другом. И так длилось почти три года.
Несмотря на все ужасы того времени, консерватория, руководимая Глиэром, не прекращала занятий, а кроме того, и это главное, вся деятельность директора и руководимого им коллектива с первых же дней установления Советской власти стала отличаться исключительной демократичностью, гражданственностью. Симпатии Глиэра — этого великого труженика, были, разумеется, на стороне тех, кто своими руками создавал ценности и знал цену труду. Всем сердцем он принял великие свершения Октября и старался, где можно было, вносить посильную лепту в создание той новой жизни, о которой мечтал народ. Понимая, может быть даже лучше других, что люди, лишенные прежде возможности наслаждаться искусством, с переменой обстоятельств обязательно устремятся в театры, концертные залы, Глиэр считал своим долгом помочь этим широким массам. Он стал устраивать концерты по «доступным ценам». Не всегда это удавалось. Бывали случаи, когда в последний момент ему сообщали, что помещение театра на несколько дней реквизировано военными. Тогда Глиэр изыскивал иные пути для встречи со слушателями. Он отправлялся в рабочие клубы, к молодежи, играл свои фортепианные сочинения, аккомпанировал певцам. А сохранять спокойствие порой бывало очень трудно. 28 января 1918 года Глиэр писал жене, остававшейся в Москве с двумя детьми: «В наш дом каменный попало несколько снарядов, и три квартиры в 4-м и 3-м этажах все выворочены, причем одна женщина убита... В консерватории в семи классах окна совершенно выбиты, а в зал попал снаряд и разрушил стенку». Но тут же, чтобы Мария Робертовна не очень волновалась, сообщал, что проводит время с пользой: «Я писал свои номера балета, с Лилей занимался по-французски... Последние два дня было только невмоготу...».
6 июня 1918 года страшный взрыв оружейных складов на Зверинце потряс Киев. Несчастье это стоило жизни многим киевлянам.
Глиэр, как истинный гуманист, не остался в стороне. Он немедленно организовал концерт в пользу пострадавших от катастрофы, раненых, лишившихся крова.
Наступивший 1919 год не принес существенных перемен. Петлюровцы и Деникин со своей ордой рвались к стольному граду Киеву. (Как не вспомнить здесь строки из былины: «Подымался злой Батыга со своею силою поганою».) Нужна была крепкая дружина, чтобы защитить город от вражеских полчюц, спасти молодую Советскую Республику. И раздался клич — Политическое управление Киевского военного округа призывало всех трудящихся пройти краткое военное обучение. Объявлена была «Неделя Всевобуча». К ее началу город украсился красными флагами, транспарантами. В здании цирка его артисты и певцы оперы день и ночь репетировали революционную феерию «Все к оружию» («За власть Советов»), срочно написанную Львом Никулиным. Автор позже охарактеризовал феерию как произведение, которое «теперь называют пренебрежительно "агитка"». Но тогда иного и не надо было. Поднять народ, сплотить, сделать из мирных горожан ту несокрушимую силу, о которую разобьются осаждавшие город банды, — вот была задача. Этому призвана была служить и феерия.
В воспоминаниях Л. В. Никулина можно прочитать, как метался по городу человек, отвечавший за музыкальную часть «недели», уговаривал, кипел, убеждал. Но Глиэра убеждать не пришлось. Он без малейшего колебания взялся сочинять музыку к той сцене революционной феерии, где символически изображался поединок красных и белых. Это был «не только пример отзывчивого искусства, но, пожалуй, и акт героизма в то время, когда контрреволюция собиралась с силами и враг буквально стоял у ворот Киева...» — написал Никулин. В кабинете, где работал Глиэр, до слуха его долетали звуки перестрелки и орудийных залпов, но он твердо верил в победу добра над злом. Музыку к феерии «За власть Советов» сам Глиэр считал своим первым произведением на советскую тему.
Как только укрепилась Советская власть на Украине, Глиэр начал перестраивать работу Киевской консерватории в соответствии с новыми требованиями времени, широко распахнув ее двери для детей рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции. В Петрограде этой перестройкой занимался Глазунов, в Москве — Ипполитов-Иванов.
В 1920 году Глиэр получил приглашение занять место профессора (по классу композиции и полифонии) в Московской консерватории. Полагая, что, отказавшись от директорства («самые трудные симфонии легче и приятнее писать, чем быть директором консерватории»), он сможет больше времени уделять творчеству, Глиэр переехал в Москву.
За семь лет пребывания на Украине композитор глубоко и всесторонне изучил украинское народное творчество, о чем свидетельствуют его великолепные обработки украинских народных песен. И это постижение самобытных черт украинской музыки позволило ему в будущем создать такие симфонические произведения, как «Запорожцы», «Заповгг» и балет «Тарас Бульба». Значительным вкладом в украинскую музыкальную культуру были сделанные Глиэром новые оркестровые редакции двух опер Н. В. Лысенко—«Наталка Полтавка» и «Черноморцы», что, по существу, возродило их к жизни. Как педагог Рейнгольд Морицевич на Украине заложил прочные основы профессиональной композиторской школы, организовал в консерватории оперный класс и поднял его работу до высокого художественного уровня, создал хор.
Б. Н. Лятошинский так резюмирует итоги пребывания Глиэра на Украине: «Безо всякого преувеличения можно сказать, что разносторонняя и неутомимая деятельность Глиэра в Киеве сыграла громадную роль в музыкальной жизни города. Он завоевал огромный авторитет на Украине как композитор, дирижер, педагог и общественный деятель, как талантливый, чуткий музыкант, советами которого пользовались многие».