В самом Париже также работала группа неаполитанских композиторов — Никола Пиччини (1728—1800), Антонио Саккини (1734—1786), известный не только как оперный композитор, но и как автор многочисленных камерных композиций, и, наконец, великий реформатор музыкальной драмы XVIII века, Христоф Виллибальд Глюк, в творчестве которого слились французское и итальянское направления.
Начав писать в неаполитанском стиле, он процессом диалектического развития приведен был к установлению принципов, в корне враждебных школе, из которой он сам вышел. Христоф Виллибальд Глюк — мастер еще недостаточно изученный. Так же как Гендель, он, будучи уроженцем Германии, связал свою славу с другой страной, Францией. Глюк (сохраняем обычную транскрипцию, правильнее было бы «Глук») родился 2 июля 1714 г., в детстве служил певчим в иезуитской церкви и посещал иезуитскую гимназию в Комотау (Чехия), куда он трехлетним ребенком переселился вместе с отцом. В 1732 г. он переехал в Прагу, где на его талант обратил особое внимание превосходный контрапунктист, «чешский Бах», Богуслав Черногорский. Затем, через несколько лет, Глюк переселяется в Вену, а отсюда в Милан, где его учителем становится Джованни Саммартини. Четыре года спустя он выступает с первой оперой «Артаксеркс», за которой последовал ряд других, давших ему хорошее имя и приглашение в Лондон. Возлагаемые на него в Лондоне надежды Глюк не оправдал, но музыкально он обогатился знаниями генделевских опер и ораторий. На обратном пути из Лондона Глюк впервые посетил Париж, где познакомился с лирическими трагедиями Рамо. В конце 1846 г. он возвращается в Германию, и затем мы его видим в Дрездене, Гамбурге, Копенгагене, Вене и Риме. За весь этот период он пишет оперы чистейшего итальянского стиля. С 1754 г. Глюк занимает место придворного капельмейстера в Вене. В 1761 г. знакомится с высокоталантливым политическим деятелем и любителем поэзии, горячим поклонником античной трагедии — Раньеро ди-Кальсабиджи. Последний был человеком с широким художественным кругозором, и под его влиянием Глюк серьезно поставил вопрос о полной драматизации оперы, освобождении ее от засилия виртуозности, а также о господстве слова над звуком. Все это давало противникам Глюка повод говорить, что он сочиняет оперу без музыки. Свои взгляды на новую оперу Глюк воплотил в своих первых музыкальных драмах на тексты Кальсабиджи: «Орфей и Бернлика» (1762), «Альцеста» (1767) и «Парне и Елена» (1770). Все эти три музыкальные драмы имели целью воссоздать античную трагедию во всей ее монументальности. Глюк в предисловии к «Альцесте» изложил свои взгляды на сущность музыкально-драматического искусства. Я старался, — писал Глюк, — возвратить опере ее настоящее назначение, поддерживать поэзию ради выражения чувства, усиливать интерес к драматическим положениям, не прерывая действия и не искажая его излишними украшениями? Я полагал, что должен значительную часть своих усилий направить на достижение благородной простоты. Никогда я не придавал значения новым мыслям, если они не проистекали из самой ситуации и не соответствовали выражению чувства. Наконец, я полагал, что во имя драматического эффекта я могу по-жертвовать даже существующими правилами».