Со времен Великой французской революции до конца 50-х годов XIX века Париж был главным центром западноевропейской оперы.
Рид причин как чисто музыкального, так и общекультурного и политического порядка, содействовал этому музыкальному возрождению французской столицы. Еще в эпоху Глюка Париж был ареной интернационального музыкального движения. Здесь произошло в высшей степени важное для дальнейшей истории оперы слияние итальянской и французской школ. Опера, возникшая на пороге XVII века как попытка возродить античную Трагедию, потеряла после Глюка, в последний раз оживившего древние мифы, свою связь с античным миром. Франция, только что пережившая бурю революции, не могла довольствоваться отвлеченными героическими аллегориями, когда вся жизнь страны была наполнена откликами огромных социальных потрясений. Поколение революции, французская мелкая буржуазия, расчистившая дорогу для развития крупного капитализма, но не утратившая своих революционных стремлений, хотела видеть на сцене изображение своей собственной борьбы и своих переживаний. Струя реалистической правдивости проходит в опере этого периода, важного для развития музыкально-драматического стиля. Ряд очень важных с исторической точки зрения опер Лесюера, Далейрака, Керубини написаны на сюжеты, где главную роль играют эпизоды недавно пережитого, исторического момента. Типичным образцом такого рода оперы служит «Пещера» Лесюера (сюжет ее близок к «Разбойникам» Шиллера). Большую роль играют мотивы чудесного избавления персонажей от грозящей им гибели, проявления героического самоотвержения в творчестве замечательного мастера, родоначальника французской музыкальной драматургии XIX столетия, Луиджи Керубини.