Число произведений Баха очень велико. Они разбиваются на пять групп.
Наиболее обширная группа церковных кантат (350), из которых до нас дошло немного больше 200. Вторая обнимает крупные художественно-культовые композиции — пассии (сохранились две из пяти), оратории, торжественную мессу и четыре неполных мессы. Третью группу составляют композиции для органа и клавесина. Из клавесинных композиций важнее всего две части «Темперованного клавира». Из многочисленных органных произведений Баха — значительнее всего «большие» и «малые» хоральные прелюдии и большие прелюдии и фуги, часть которых впоследствии была переложена для фортепиано такими мастерами, так Лист, Бузоки и пр., а также и пасакальи и токкаты. В состав четвертой группы входят произведения для различных инструментов — скрипки, виол всех родов, флейты, лютни. Наконец, последняя группа включает произведения для оркестрового состава — сюиты, «бранденбургские концерты» для нескольких инструментов и сольные концерты для скрипки и клавесина (последние по большей части — переделка скрипичных). Этим однако ж не исчерпывается все, написанное Бахом, так как сюда не входит ряд мелких его произведений.
Бах одинаково велик — как творец произведений, отвечавших светскому вкусу своего времени, так и связанных с культовой музыкой протестантизма. В его лице завершается огромный исторический процесс, Основывающийся, с одной стороны, на связи музыки с культом, а с другой — на могущественном развитии бытовой музыки — танца, народной песни, музыки в соединении с драматическим представлением. Обе эти струи слились в творчестве Баха и заставляют многих исследователей признать его самым всеобъемлющим музыкантом своего времени. Трудно сказать, в какой области — вокальной или инструментальной — следует усматривать главное значение Баха. В обоих основных родах музыки он одинаково плодовит. Более старые исследователи Баха главное его значение видели в композициях для клавесина и органа, в настоящее же время наибольший интерес музыкальной науки вызывают его кантаты, о характере которых было сказано уже выше. В этих кантатах, как духовных, так и светских (у Баха имеется ряд музыкально-драматических миниатюр разнообразного содержания), чувствуется сильная связь его с немецким народным мелосом. Здесь сказалось его происхождение из крестьянской среды и усиление музыкального влияния городской мелкой буржуазии, к которой принадлежал и сам композитор.
Оценивая творчество Баха, нельзя не поразиться замечательной легкостью и уверенностью письма, проявляемого им в самых различных областях музыкальной композиции. От изящных, простых танцев до грандиозных вокальных произведений, вроде «Высокой мессы», Бах всегда обнаруживает законченное владение стилем, выразительную мелодику, ярко пульсирующий ритм, строго логичную модуляцию и пен с - черпаемое богатство гармонии. Являясь завершителем сложнейших многоголосных форм, он, вместе с тем, сознательно пользовался композиционным стилем, основанным на преобладании мелоса с инструментальным аккомпанементом. Каждый инструмент, способный к полифонической игре, является для него вместилищем сильных жизненных творческих мыслей. Бах неутомимо экспериментирует со всевозможными инструментальными формами, особое внимание уделяя фуге, как наиболее современному созданию полифонии. «Сбор Прелюдий и фуг для темперованного клавира» и более позднее «Искусство фуги», так же, как и органные фуги - непревзойденная никем вершина искусства. Обе части «Темперованного клавира» первоначально имели чисто педагогическую цель, что, впрочем, нисколько не умаляет их художественного значения. В состав этих сборников входят, по-видимому, произведения различных периодов баховского творчества. Еще ученик Баха Кирнбергер сказал, что «тот, кто знает одну фугу Баха, знаком только с одной»: столь разнообразны приемы их построения.