Роберт Александр Шуман (1810—1856) был сыном книгопродавца.
Сравнительно поздно, уже будучи студентом юридического факультета, он решил избрать деятельность музыканта и под руководством пианиста Фридриха Вика, отца его жены, и Генриха Дорна получил музыкально-теоретическое образование. В 1830 г. Шуман стал писать для фортепиано и в десятилетний период сочинил наиболее блестящие из своих фортепианных произведений. К этому же периоду относится и расцвет музыкально-критической деятельности Шумана, основавшего в Лейпциге «Новый журнал музыкального искусства» с весьма боевой программой. В начале 40-х годов Шуман обращается к области романса (за один только 1840 г. им написано 138 романсов), а в дальнейшем — к симфоническому стилю. В 1843 г. его друг, Мендельсон, привлекает Шумана в качестве преподавателя в Лейпцигскую консерваторию. В 1844 г. Роберт Шуман вместе с своей женой, замечательной пианисткой Кларой Шуман, отправляется в концертное путешествие в Россию. С возвращением из России Шуман переменил место своего жительства и переехал в Дрезден. В этом году он прекратил редактирование своего журнала и отдался всецело музыкальному творчеству. В 1848 г. им закончена была единственная его опера «Теновефа». В 1850 г. Шуман принял место городского концерт-директора в Дюссельдорфе, но здесь с роковой ясностью стали обнаруживаться признаки его душевного расстройства. В 1854 г. его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу, где он кончил свои скорбные дни 28 июля 1856 г.
Музыкальное наследие Шумана содержит 148 опусов и шесть произведений без опусного обозначения. Обширен отдел фортепианной музыки, с которой Шуман начал свою композиторскую деятельность, (от перечисления его фортепианных композиций в отдельности мы воздерживаемся). Для камерного состава Шуман написал три струнных квартета, один фортепианный квартет, фантазию для фортепиано, скрипки и виолончели, ряд пьес для альта, различных духовых инструментов и т. д. Велико было и число созданных им романсов. Из других вокальных произведений Шумана крупнейшее значение имеют его: ора-тория «Рай и Пери», опера-легенда «Геновефа», «Реквием по Миньоне», вторая светская оратория «Паломничество Розы» и сцены из «Фауста». Для оркестра Шуман написал четыре симфонии, четыре концертные увертюры и «увертюру, скерцо и финал». Для отдельных инструментов с оркестром — чудесный фортепианный концерт, фантазию для скрипки и оркестра, концерт для виолончели и т. д.
Как мы уже говорили, Шуман был одновременно и литератором и композитором. В его творчески сложной натуре нельзя разделить эти две стороны его единого по существу дарования. Шуман начал свою деятельность небольшими гениальными фортепианными поэмами, очень конкретизованными по своему психологическому содержанию в тонко оформленными, без каких-либо приемов виртуозного порядка, и одновременно с этим он делается литератором, давая замечательные образцы музыкальной критики, возвышающейся до уровня поэзии. В начале 40-х годов, в момент стихийно прорвавшегося стремления к вокальной лирике, у Шумана иссякает интерес к литературному творчеству, и, вместе с тем, начинает суживаться горизонт его художественных интересов. В мировоззрении Шумана начинает обозначаться усиление националистических элементов: идеализация германского прошлого, интерес к мелкособственнической песне. Переход к симфоническому стилю вводит его в область больших музыкальных форм, но при всех огромных художественных достоинствах его симфоний, от менее содержательны музыкально, чем его ранние музыкальные произведения. В высшей степени нервная натура Шумана начинает постепенно оскудевать, и замечание одного из критиков о Шумане: «он начал, как гений, а довел себя... до положения таланта» — к сожалению, полностью оправдалось в последние годы его жизни.