Огромная плодовитость Шуберта в области романса не отвлекала его и от инструментальной музыки.
Симфоническая и камерная музыка — не менее важная и интересная глава его творческой биографии. Симфоническую музыку Шуберт начал сочинять с 16-летнего возраста. Всего им написано, со включением так называемой «неоконченной», восемь симфоний, из которых самые популярные — «неоиотенмэя» h-moll (1822) и большая C-dur-ная (1828). Из предшествовавших им 6 амфоний только две — «трагическая» B-dur-ная (1816) и ранняя, вторая B-dur-ная (1814), по содержанию напоминающая четвертую бетховенскую, изредка появляются в концертных программах.
Шубертовские симфонии только внешне соприкасаются с бетховенскими, на самом деле они принципиально противоположны им и в отношении гармонически-модульном (здесь он один из самых изобретательных художников в мире) и в смысле красочного ощущения. Шуберт совершил очень важный для дальнейшей истории симфонической музыки шаг. Он усилил в симфонии песенное начало, внеся в симфонический поток безыскусную мелодику своего романса. Стихия народной музыки, напевы населявших верхнеавстрийскую долину славянских народностей (аллегретто), аромат полей, лесов, горячие потоки солнечного света заливают его лучшую симфонию — большую C-dur'ную. История романтической инструментовки начинается с него — достаточно указать, напр., на небывалое до него использование романтической звучности валторны и гобоя.
Шуберт не был такой героической натурой, как Бетховен. Ему недоставало бетховенского оптимизма и сознания своей гражданской миссии. Робкий и политически мало развитый, хотя и одаренный большим умом и наблюдательностью, Шуберт был совершенно подавлен мрачной «меттерниховской» реакцией. Характерным для Шуберта является настроение светлой грусти, иногда сгущающееся до трагического пафоса. Виртуозный блеск совершенно чужд его музыке; это обстоятельство ограничивало круг слушателей его замечательных фортепианных и камерных композиций. Наиболее крупные фортепианные вещи — 15 его сонат — мало известны современным пианистам, и только две из них пользовались и пользуются некоторой известностью. Так же, как и в своей симфонической музыке, Шуберт и здесь проявляет необычайное чутье к звуковой краске инструмента, приближающее его к Листу.
Кроме сонат, Шуберт еще создал ряд маленьких насыщенных поэтическим содержанием характерных фортепианных пьес («Экспромты», «Музыкальные моменты»). Влияние последних на Шопена, Шумана и Листа было очень велико, и Шуберт должен безусловно считаться предшественником этих композиторов в области фортепианных поэм. Неподражаемым он остался в области четырехручных фортепианных композиций. Наконец, вполне достойными его гения являются редко играемые композиции для скрипки и фортепиано, большое количество танцев для фортепиано... Неистощимая фантазия его создала еще и большое количество камерных ансамблей — 15 струнных квартетов, два фортепианных трио й ноктюрн для того же "состава, струнный квинтет с двууя виолончелями, квинтет с фортепиано (так назыв. «Форельный» квинтет), октет для духовых " и струнных, траурную музыку для 9 духовых инструментов. Из всех этих произведений наиболее значительными являются его последние квартеты), два фортепианных трио и оба квинтета. Наконец, для историка музыкального творчества Шуберта еще важнее его музыкально-драматические произведения — водевиль «Братья-близнецы», мелодрама «Волшебная арфа», музыка к пьесе Шези «Розамунда», большая опера «Альфонс и Эсгрелла», «Фьеррабра», «Домашняя война» и т. д. Очень обширен список культовых произведений, сочиненных Шубертом. Симфонист Шуберт — явление ярко прогрессивное в отношении зрелой, сочной оркестровки, с ее широким использованием медных духовых. Его изумительный мелодический дар соединяется с большим темпераментом художника краски, умеющего всегда найти нужный колорит для своих мелодий.
На ближайшее поколение музыкальных романтиков Шуберт оказал влияние только своеобразием своей мелодики. Как симфонист, он нашел свое отражение лишь позднее, у крупнейших представителей симфонизма конца XIX и начала XX столетий; как автор романсов, он создал школу, преемственную до настоящего времени. Вне пределов своей родины, столь безразлично относившейся к своему гениальному сыну, музыка Шуберта распространялась очень быстро, но почти исключительно в области вокальной. В России, напр., первое исполнение большой C-dur'ной симфонии Шуберта состоялось лишь в 1858 г. Наиболее близкими к нему по характеру лирики из русских композиторов являются Глинка и Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений Шуберта, изданное Брейткопфом и Гертель, под редакцией Е. Мандишевского, обнимает сорок томов. Первая биография его, написанная Крейсле-фон-Гейльборном, вышла в 1865 г. В связи с памятной датой столетия со дня кончины Шуберта вышел ряд новых исследований о •его музыке, был объявлен мировой конкурс на окончание симфонии (премию получил шведский композитор К. Аттерберг). В 1935 г. обнаружены новые документальные материалы о Шуберте и рукопись его симфонии E-dur.