Современники Вивальди — Франческо Джеминиани (1674— 1762) и Пьетро Локателли (1693—1764) — оба ученики Корелли, значительно развили скрипичную технику.
Особенно много в этом направлении сделал Локателли, которого справедливо называют Паганини XVIII века. В качестве композитора он имеет значение как автор многочисленных скрипичных сонат, а также «concerto grosso». Кроме того, его перу принадлежала — это самое замечательное его произведение — школа для скрипки, старейшая в этом роде. Джеминиани в 1714 г. переселился в Лондон и жил до самой своей кончины в Англии. Дальнейшие успехи скрипичной сонаты приводят нас к сопернику Джеминиани, Франческо Вераччини (1685—1750) и Джузеппе Тартини (1682—1770), величайшему итальянскому скрипачу после Корелли, приблизившему, в смысле модуляционном, скрипичный концерт к структуре современной сонаты. Среди итальянских скрипачей, деятельность которых протекала вне их родины, следует упомянуть о мюнхенском концертмейстере Э. даль-Абако (1675—1742), Пьетро Нардини (1722—1799), великолепном мелодисте Таэтано Пуньяни (1731—1798) и Джованни Батиста Виотти (1753—1824), основателе новой школы скрипичной игры.
Как в области вокальной техники, так и в отношении инструментальной, Италия копила в эту эпоху виртуозный фонд для всей Европы. Северные школы скрипичной игры едва ли могли конкуририровать творчески и исполнительски с итальянцами. Интересен для нас еще и выходец из среды бедняков Франц Бенда (1709—1786), сын чешского ткача, автор многочисленных сочинений для скрипки, глава семьи музыкантов. К началу XVIII века вообще относятся конкретные сведения о чешской и венгерской школах, более свободных, чем немецкая, от церковности. Уже к концу XVI века Венгрия, весьма отличная по своему этнографическому составу от своих западных соседей, выработала свой характерный, окрашенный хроматически и затейливый по ритму, народный мелос и, вместе с тем, стала сильно влиять на музыку поляков и чехов.
Выходцем из Чехии был также Иоганн Карл Штамиц (1719— 1761), скрипач-концертмейстер в Мангейме, основатель мангеймской школы, о которой нам придется еще говорить. Штамиц — автор 10 струнных трио, изданных в Париже около 1750 г. и написанных с превосходным знанием скрипки.
Со скрипкой в начале XVIII века начинает конкурировать флейта, как любимый инструмент домашней музыки.