Интерес к глубокосодержательному искусству Баха в течение XVIII века был сравнительно невелик, и его ценили главным обреем как блестящего виртуоза на клавесине и органе.
Вкус эпохи склонялся к итальянской оперной музыке и инструментальным композициям салонного «галантного» стиля. Вскоре после смерти Баха он был основательно забыт. В самом конце XVIII века интерес к нему вновь оживился, и в 1801 г. «Темперованный клавир» вышел сразу тремя изданиями. В 1802 г. немецкий историк музыки И. Н. Форкель (1749—1818) опубликовал биографию Баха, но главное внимание уделяет только Баху — органисту и клавесинисту, в качестве коих Бах приобрел наибольшую известность при жизни.
Серьезно изучать баховское творчество стали лишь в первой половине XIX века, после того как Мендельсон исполнением баховской «Пассии по Матфею» в 1829 г. (ровно 100 лет после ее написания) показал всю ее свежесть и жизнеспособность. В 1850 г. в Лейпциге было основано Баховское общество для издания, полного собрания его сочинений, законченного в 1900 г. (59 томов большого формата). В 1873 г. вышел первый том замечательного труда немецкого ученого Ф. Спитта (1841—1894), до сих пор считающегося исчерпывающей работой о нем. В 1905 г. появилась французская сюита А. Швейцера о Бахе как поэте и музыканте, устанавливающая совершенно новый взгляд на поэтическое содержание его музыки.
Влияние Баха на музыку XIX и XX веков, начиная с эпохи романтиков, все более и более усиливалось, по мере сложного процесса формального и интеллектуального роста европейской музыки. Это влияние сказалось не только на сочинениях первых его пропагандистов — Мендельсона, Шумана, Брамса, но и на авторах, с первого взгляда от него далеких, как Шопен, Лист, Вагнер («Мейстерзингеры» последнего являются удачным и единственным перенесением принципов баховской полифонии на музыкальную драму). В начале XX века наиболее сильным выразителем баховского влияния был Макс Регер, но уже в творчестве последнего обнаружилась несостоятельность внешнего заимствования баховских приемов. На французской почве убежденнейшими «бахианцами» являлись Ц. Франк, К. Сен-Санс, Венсан д'Энди.
В русской музыке известное влияние Баха испытал М. Глинка, воспитавший свой полифонический вкус на его инструментальных произведениях, а также наиболее культурный представитель «могучей кучки» Н. А. Римский-Корсаков и убежденнейший классик С. И. Танеев. Что касается русской литературы о Бахе, то следует упомянуть, что в эпоху, когда Бах был совершенно забыт, а именно в 1795 г., в карманной книжке для любителей музыки И. Д. Герстенберга (СПБ) появилась очень тепло написанная биография Баха. В 1840 г. была напечатана повесть кн. В. Одоевского «Себастьян Бах». Затем в конце XIX века пропаганду Баха вел музыкальный критик и ученый Г. Ларош. Первое большое сочинение о Бахе, наш перевод двухтомного труда Ф. Вольфрума, вышло в 1912 г.