Влияние Берлиоза на европейскую музыку XIX века очень велико.
Он сильнейшим образом воздействовал на Листа, на новую русскую школу, начиная с Тлинки и кончая Чайковским и Римским-Корсаковым, и на новую немецкую школу в лице "Рихарда Штрауса. В области симфонической музыки Франция за первую половину XIX века не выдвинула ни одного крупного таланта, в какой-либо мере соизмеримого с гением Берлиоза. До известной степени под его обаянием творчески созрел Фелисьен Давид (1810—1876), приобретший популярность своей одой-симфонией «Пустыня» (1844), где разнообразно использованы в музыкальном отношении восточные и арабские напевы. Это обращение к мелодиям первобытных «сынов пустыни» было вызвано у Давида — ярого сенсимониста — желанием найти в примитивном музицировании источники искусства «людского братства». Кроме этого произведения, Давид написал ряд ораторий и опер, из коих «Бразильская жемчужина» и «Лалла Рук» имели длительный успех. Во всех этих произведениях Давид является родоначальником музыкальной «тяги на восток». В 1869 г. он был выбран академиком на место Берлиоза. Скудный список французских симфоний этого времени еще дополняется драматическими симфониями Луи Лакомба (1818—1884) и четырьмя симфониями офранцуженного англичанина Джо Онслоу (1784—1852). Последний был необычайно плодовитым камерным композитором, написавшим около 70 струнных квинтетов и квартетов гладкой мелодической фактуры. Двадцать четыре струнных квинтета, ничем особенно не выдающихся, написал и Ф. Давид. Более интересны романтические камерные произведения Кретьена Юрана (1790—1845) необычайного состава — например три альта, виолончель, контрабас и литавры. Все это, конечно, мало по сравнению с блестящей немецкой продукцией, а главное — во французской камерной музыке этого периода не было сказано ни одного яркого самостоятельного слова.
Господствующие вкусы сосредоточивались на всевозможных видах виртуозности вокальной, инструментальной и дирижерской. Виртуозность, как таковая, начинает сильно развиваться и выходит далеко за пределы прежнего чисто технического овладения исполнительскими трудностями. Широкая публика, особенно в Париже, этом первейшем мировом центре тогдашнего виртуозного искусства, начинает ценить эмоциональное воздействие артиста на широкую аудиторию. На эту сторону начинает обращать внимание тогдашняя музыкальная критика. В замечательных письмах из Парижа Гейне, служащих очень хорошим источником для изучения концертного и оперного быта Парижа, содержится много интересных характеристик виртуозов именно в этом отношении. Большое значение имеет усовершенствование орудий передачи — музыкальных инструментов (например, фортепиано), а в тех случаях, когда инструменты остаются на прежнем уровне (как скрипка), или в области пения, всецело связанного с оперными подмостками, главным образом имеют значение новые приемы извлечения звука.