Уже с 1800 г. в личной жизни Бетховена и отражающей ее переписке начинают проявляться глубоко трагические черты. С 1796 г. он впервые начинает ощущать признаки роковой для него болезни — ушного склероза, — приведшей постепенно к полной глухоте.
Бетховен очень тяжело переносил свое несчастье и одно время был близок к самоубийству. К этому присоединились еще весьма тяжелые внешние обстоятельства жизни в разоренной войной и неоднократно окулируемой французами Вене. Последствием тяжелого положения Вены был, между прочим, и неуспех единственной оперы Бетховена «Фиделио» (на либретто Трейчке), героической симфонии, перенесенной на театральные подмостки. Как со стороны сюжетной, так и по своему музыкальному оформлению «Фиделио» очень близко подходит к типу оперы Великой французской революции и написана на сюжетную канву, принадлежавшую одному из французских революционных деятелей (Буи).
В конце 1808 г. Бетховен получил от тогдашнего короля Вестфалии Жерома Бонапарта предложение занять пост придворного капельмейстера в Касселе. Несмотря на почти полную потерю слуха и непрочность Вестфальского королевства, Бетховен склонялся к тому, чтобы принять это предложение. Тогда три венских мецената — Лобковиц, Кинский и эрцгерцог Рудольф — подписали соглашение о выдаче Бетховену пожизненной почетной пенсии при условии, чтобы он не покидал Австрии. Однако обязательство это выполнялось неаккуратно, и Бетховену приходилось вести длительный процесс за уплату причитающихся ему сумм. Следующие годы, до Венского конгресса (1814), были очень трудными в материальном отношении для Бетховена. Несмотря на созданные им в этот период седьмую и восьмую симфонии, большие квартеты и мощное B-dur'ное ф-п. трио, популярность Бетховена росла очень медленно. В 1813 г. по германским странам проходит угар патриотического воодушевления, и Бетховен отдает ему дань большой кантатой — «Мгновение славы», а также военной симфонией — «Победа Веллингтона». Это слабейшее из бетховенских оркестровых сочинений как-раз доставило ему широкую известность.
С 1815—1821 гг. замечается ослабление композиторской работы Бетховена и полное прекращение его исполнительских выступлений. В последний раз он в качестве исполнителя выступил: в 1814 г. Атмосфера политической реакции, ощущение своей творческой изолированности охватывают художника, делают его недоверчивым к окружающим, к самому себе. Бетховен мечтает вырваться из Вены. Судебные процессы, заботы о нежно любимом племяннике, которого он опекает с 1816 г., совершенно связывают его. В 1818 г. им задумана была торжественная месса, законченная лишь через пять лет — в 1823 г. В следующем году Бетховен закончил значительнейшее свое произведение — девятую симфонию для оркестра, солистов и хора. В этой гигантской симфонии Бетховен суммирует весь свой творческий опыт, он создает трагедию шекспировской силы, трагедию художника, пытающегося до конца преодолеть свой пессимизм и радостно вступить в царство всепобеждающей свободы. Последними крупными работами Бетховена были пять струнных квартетов, из которых первые три написаны были по заказу русского любителя Н. Голицына. Скончался Бетховен 26 марта 1827 г.; давнишняя болезнь печени, осложненная воспалением легких, свела его в могилу. Творческую работу он прекратил лишь за несколько месяцев до самой кончины и оставил ряд набросков оркестровых произведений, в том числе и задуманную десятую симфонию, несколько ораторий, вторую оперу «Мелузину». Похороны Бетховена состоялись при огромном стечении народа. Осенью 1827 г. были проданы с аукциона его вещи, причем многие рукописи оказались рассеянными среди разных владельцев.